Получи документы

Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время

Инга Бульбас
Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание формируется в основном в наглядно — образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе познавательно - экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Публикация «Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время» размещена в разделах

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специальных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка, его личности.

Творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Особое внимание необходимо уделять таким элементам экспериментирования как цель, идеал, предвидение способов достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Развитие способности ребенка экспериментировать представляет собой систему, в которую включены демонстрационные опыты, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственной среде группы. Каждое фундаментальное естественно - научное понятие, с которым мы знакомим детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, движение, звук, свет и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыты и эксперименты проводятся чаще всего в старшем дошкольном возрасте, в младшем возрасте используют отдельные поисково - познавательные действия. Опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Закрепляя представления о сезонах года, необходимо в экспериментальной форме проводить опыты, направленные на характеристику сезона.

Опыты, проводимые с предметами неживой природы зимой. Выявление свойств и качеств снега, льда, воды.

Опыт № I.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Налить из - под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха в комнате и на улице. Определить причины замерзания.

Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

Принести снег и лед в помещение и наблюдать за таянием снега и льда.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 4.

ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него лепить, он должен быть влажным.

Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

Опыт № 5.

ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дней сугроба.

Опыты с растениями. Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

Опыт № 1.

ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу и необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена сухие и проращенные. Прорастить лук в пустой банке и в банке с водой.

Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу, что для роста растений необходимо тепло.

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое - в холодное.

Опыт № 4.

ЦЕЛЬ: доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Опыты с животными. Выявление органов чувств животных.

Опыт № 1.

ЦЕЛЬ: определить, хорошее ли обоняние у кошки (собаки). Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами. Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: выяснить, хорошо ли слышит кошка (собака).

Предложить детям шепотом позвать животное, поскрести ногтем по поверхности стола.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: выяснить, какой корм любит животное.

Разложить перед животным разные виды корма.

В зимнее время года, учитывая подготовленность детей и воспитателей можно планировать и проводить опыты на развитие сенсорных способностей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира - их объединяют в раздел «измерения».

Опыты, направленные на развитие умения обобщать и классифицировать объединены в раздел «Вещество».

Опыты, направленные на знакомство детей с простейшими физическими понятиями «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «Человек и закон природы» способствуют подведению детей к выводу о том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира.

Публикации по теме:

Тематическая прогулка «Изменения в природе в зимнее время» (экскурсия) Цель: развитие наблюдательности у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе. Экскурсия: Сегодня нашу экскурсию.

Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее времяОрганизация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее время ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Использование игр-экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения Использование игр- экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения. Дети дошкольного возраста- пытливые исследователи. Они познают.

Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Михеева Юлия Викторовна Воспитатель МКДОУ Детский сад № 43 Студентка 5 курса специальности ДПП Приамурский государственный университет.

Картотека опытов и экспериментов Опыты и эксперименты для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Опыты с водой (знакомимся со свойствами воды) 1. Способность отражать.

Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение)Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение) Пищеварение «Зубы» Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Материал:.

«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов» Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения.

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на I полугодие (старшая группа) Сентябрь ДиагностикаОктябрь 1. Есть ли запах у воздуха? Цель: Проверим, имеет ли воздух запах. Предложить детям понюхать воздух – нет запаха.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа) Январь 1. Свет. Свет и тень Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время
Опубликовано: 22 декабря 2015 в 14:07
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД