Получи документы

Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций

Анастасия Цайтлер
Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Психоневрологический интернат №3»

Тема проекта: «Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга, как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни у ПСУ через изодеятельность»

Автор:

Анастасия Николаевна Цайтлер,

воспитатель 3 и 10 отделений

«Формирование позитивных интересов: это когда воспитатель находит повод для радости своих подопечных»

Паспорт проекта

Формирование позитивных интересов: это когда воспитатель находит повод для радости своих подопечных

Публикация «Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций» размещена в разделах

База: «Психоневрологический интернат №3»

Участники проекта: Получатели социальных услуг (далее ПСУ или подопечные) ТМНР УО (врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма и с разной степенью умственной отсталости, в возрасте от18 до 40 лет, проживающих в ПНИ№3, воспитатель.

Вид проекта: долгосрочный.

Интеграция с услугами, оказываемые ПСУ.

- «Формирование позитивных интересов (тематические развлечения: праздники, концерты, показы спектаклей и др.)»;

- «Организация досуга (в том числе сопровождение на социокультурные мероприятия)»;

- «Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным Социально-педагогическим планом (сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность и пр.)».

Формирование позитивных интересов – это приобщение и обеспечение информацией о различных сферах деятельности ПСУ к различным сферам деятельности, в том числе творческой (досуг, декоративно-прикладное искусство, народной и музыкальное творчество и т. д. ,

обеспечение информацией о различных

Актуальность проекта.

Проблема помощи получателям социальных услуг (в дальнейшем ПСУ, людям с ограниченными возможностями, приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности ПСУ стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания ПСУ с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием поддержание имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни ПСУ является успешное включение ПСУ в социальное пространство, с максимальным учетом их особых возможностей и потребностей.

Одним из способов решения данной проблемы является формирование позитивных интересов. Очень часто люди, читающие перечень социальных услуг, оказываемых в нашем интернате, задают вопрос: что это за услуга такая - «формирование позитивных интересов»? Попробуем разобраться.

Предлагаю рассмотреть «Формирование позитивных интересов» как средство художественно-эстетической реабилитации ПСУ в нашем интернате. Процесс ознакомления с разными видами искусства, с окружающим нас миром, который нацелен на поддержание навыков любви к прекрасному, обогащению духовного мира, развитию воображения, коммуникативных навыков, эстетических чувств в отношении к окружающему миру.

Основное направление в данной области – «Художественное -эстетическое творчество», цель которого –приобщение ПСУ к созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности ПСУ с ТМНР УО должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Содержание работы в данной области тесно связано с задачами социальнокоммуникативного развития

Основание проекта

Правовые, ныне действующие, основы оказания

социально-педагогических услуг

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими реабилитационное направление деятельности учреждения, являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая «Декларация прав человека»;

- Федеральный закон от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;

- Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 20.08.1992г. № 33 ст. 1913);

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: оборудован кабинет, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, краски акварельные, акриловые краски, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин и пр.

Ожидаемые результаты.

- Формирование у ПСУ представлений о нетрадиционных способах рисования и работы с бумагой и пластилином.

- Владение ПСУ простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

- Умение подопечных самостоятельно применять нетрадиционные техники в изодеятельности.

- Повышение компетентности коллег в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, (в совместных творческих проектах (воспитатель – психолог, социальный педагог, мастер-класс, семинары и пр.).

Практическая значимость проекта.

- Организация выставок творческих работ на базе интерната, муниципальном и областном уровне.

-Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.

- Моделирование новых форм взаимодействия с психологами, социальными работниками, родителями по вопросам поддержания навыков и развития творческих способностей.

-Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности в развитии художественно -эстетического творчества.

Цель проекта: - Поддержание имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни у ПСУ через формирование позитивных интересов в условиях ПНИ.

Задачи:

1. Предметные:

- познакомить ПСУ с творчеством великих художников разных времён;

- дать возможность ПСУ проявлять творческие способности в рисовании, лепке, аппликации, конструировании и других видах творческой деятельности.

2. Познавательные:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу на данную тему;

- предоставить возможность ПСУ научиться добывать знания о технологии рисования, лепки и пр. ;

- познакомить ПСУ с творчеством великих художников разных времён;

- предоставить возможность ПСУ развить интерес к различным видам искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, архитектура и пр.).

3. Регулятивные:

- предоставить возможность ПСУ работать как по предложенной воспитателем последовательности выполнения поделки, так и самостоятельно.

4. Коммуникативные:

- ПСУ получат возможность слушать и понимать устные высказывания собеседника;

- ПСУ получат возможность обогатить свой словарный запас; использовать устную речь.

5. Личностные:

- ПСУ получат возможность повысить свой уровень творческой деятельности;

- получат возможность сохранять память, внимание; развивать мелкую моторику.

- ПСУ получат возможность овладеть техникой рисования, лепки и пр.

-помочь в создании устойчивой связи между участниками проекта.

Для ПСУ, проживающих в ПНИ, для поддержания навыков в работе с бумагой (аппликация, оригами, в лепке, конструировании и рисовании, для накопления опыта, проводятся занятия по изодеятельности, на которых используются различные техники и методики. ПСУ знакомятся с различными техниками нетрадиционного рисования (агашка, эбру, рисование ладошкой, рисование пальчиками, печать различными материалами, кляксография, монотипия, граттаж и др., в работе с пластилином ПСУ используют различных техниках лепки (скульптура, рельеф, модульная лепка, в работе с бумагой (оригами, айрис фолдинг, кинусайга и пр.). Для ПСУ, не имеющих определенных умений и навыков в изобразительной деятельности используются печатные техники (акватипия, диатипия, трафарет, пейзажная монотипия, и др.)

Этапы реализации проетка

Этапы реализации

1 этап

подготовительный

Изучение литературы по теме.

Изучение проблемы. Выступление на педсовете, семинаре и пр.

Организация работы и создание творческой группы «Путь к волшебству».

Экскурсии в «Русский музей», «Эрмитаж» музей-усадьба П. П. Чистякова и пр.

Разработка методического обеспечения,

подбор диагностического материала (смотри приложение1)

Консультация «Изодеятельность как средство лечения души». Ответственный: воспитатель

Время проведения: Сентябрь-октябрь

2 этап

основной

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования (агашка, эбру, рисование ладошкой, рисование пальчиками, печать различными материалами, кляксография, монотипия, граттаж и др.)

Беседа на заданную тему.

Работа с пластелином (скульптура, рельеф, модульная лепка)

Беседа на заданную тему.

Работа с бумагой и природным материалом (аппликация, айрис фолдинг, оригами и пр.)

Беседа на заданную тему.

Индивидуальная работа с ПСУ (ТУО, ГУО) - печатные техники (акватипия, диатипия, трафарет, пейзажная монотипия, и др.)

Работа по запросу ПСУ

Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка своими руками», «Я вижу музыку», «Дом, в котором я живу», и пр.

Мастер – класс «Изготовление куклы для театра «Бибабо».

Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: «Изодеятельность как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций и улучшение качеств жизни у ПСУ через».

Участники: Подопечные

Время проведения: Ноябрь-март

Ответственный: воспитатель

3 этап

заключительный

Анализ созданных педагогических условий для занятий по изодеятельности.

Мастер-классы «Рисую музыку» рисование в технике эбру (рисование на воде)», «Работа с бумагой в технике айрис фолдинг», кинусайга, «Пластелиновый налеп «Ваза с цветами»

Квест игра «В поисках красок».

Участники: Подопечные, педагоги, психологи

Время проведения: Апрель-май

Ответственный: воспитатель

Результаты обследования.

Опираясь на данные обследования подопечных с различной степенью ментального развития, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, работы с бумагой и пластилином, можно сказать, что работа по данному направлению позволила значительно улучшить качества жизни у ПСУ через формирование позитивных интересов в условиях ПНИ. Заметно улучшили показатели: у подопечных наблюдается интерес к различным видам изодеятельности в нетрадиционных техниках, они с удовольствием пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года объясняется, чаще, всего недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выраженно и проявлялось только при активном побуждении воспитателя.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия ПСУ. А поскольку изодеятельность является источником хорошего настроения человека, то следует поддерживать и

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

- На отделении организованы выставки работ подопечных по нетрадиционным способам рисования;

- УПСУ сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видамизодеятельности;

- Развит интерес к изобразительному искусству;

- Благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта установились партнерские взаимоотношения между подопечными, психологом и педагогами других отделений.

Выводы:

Данный проект помог поддержать у подопечных познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов в изодеятельности, что безусловно помогло в поддержании имеющихся жизненных компетенций и в улучшение качеств жизни подопечных через формирование позитивных интересов в условиях ПНИ.

Коллеги стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у подопечных с разным ментальным развитием с использованием нетрадиционных техник рисования, работы с бумагой и пластилином.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам в изодеятельности, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями. Я не буду останавливаться на достигнутом и дальше буду продолжать эту интересную работу и достигать новых вершин

Публикации по теме:

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игры для поддержания порядка… Всем родителям известно, что добиться порядка в доме, где живут дети дошкольного и младшего школьного возраста, можно, но только если посвятить.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Побольше бы таких позитивных днейПобольше бы таких позитивных дней Интересный денек у меня был. Начался он со звонка маминой подруги которая пригласила нас на крещение внука. мы да были бы против? конечно.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) как средство поддержания имеющихся жизненных компетенций
Опубликовано: 16 марта 2022 в 19:03
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД