Лучший педагог года

Знакомство детей с возможностями энциклопедии и ее содержанием

Людмила Владимировна Кирюхова
Знакомство детей с возможностями энциклопедии и ее содержанием

Тема: Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. «Что такое? Кто такой?»

Цель: познакомить с возможностями энциклопедии и её содержанием; рассказать детям про справочную литературу; раскрыть ее значение в жизни человека. Научить детей пользоваться энциклопедиями.

Развивать внимание, конструкторские способности, воображение, фантазию, Раскрыть значение энциклопедий как одного из видов справочной литературы.

Воспитывать любовь к книге – источнику знаний.

Задачи:

Познакомить с понятием «справочная литература»;

Публикация «Знакомство детей с возможностями энциклопедии и ее содержанием» размещена в разделах

Представить словари, энциклопедии, справочники, имеющиеся в школьной библиотеке;

Расширить знания о структуре справочной литературы;

Развить самостоятельные навыки пользования справочной литературой;

Воспитывать любовь к чтению, расширить кругозор учащихся.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные действия:

— установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

— целеполагание;

— саморегуляция.

Познавательные универсальные действия:

— поиск и выделение необходимой информации

— применение методов информационного поиска

— умение структурировать знания

— самостоятельное решение проблем поискового характера.

Коммуникативные действия:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: (на примере) детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?», распечатка контура бабочки — по одному экземпляру на парту, детали танграма.

Ход занятия:

I. Организация начала занятия

II. Основная часть.

- В мире огромное количество книг. Среди них есть книги, которые называются мудреным словом — энциклопедия. Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний (в основном в форме словаря). Ее читают, когда что-нибудь нужно узнать, проверить.

На примере детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?», (демонстрируется первый том трехтомника, вы сможете убедиться, насколько полезна и интересна эта книга.

Все статьи в энциклопедии расположены так, как идут буквы азбуки — по алфавиту. Давайте возьмем, к примеру, некоторые статьи, помещенные под буквой Б, те, которые, на мой взгляд, должны вас особенно заинтересовать (пересказываю краткое содержание статей, прибегая к показу иллюстраций из энциклопедии, попутно предлагая учащимся выполнить задания, связанные с темами статей.)

БАБОЧКИ

В этой статье говорится, что «бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная». Вспомните, ребята, каких бабочек вам приходилось видеть в своей жизни.

Отклики детей.

А теперь, используя образец, изобразите по клеточкам тетради контур бабочки.

Дети получают распечатки — по одному экземпляру на парту.

III. Самостоятельная работа. Проверка

Дорисуйте необходимые детали и разукрасьте бабочку цветными карандашами, стараясь нанести на ее крылья такой узор, который существует только в вашем воображении и вряд ли встречается в природе.

Обмен впечатлениями.

Ученые называют бабочек скучновато — чешуекрылые. Чешуйки — это и есть самое главное в их наряде — та самая «пыльца», которая так легко стирается от нашего неосторожного прикосновения. Помните о том, что любоваться этими существами лучше издали, чтобы не нанести им вреда, ведь уже более ста видов бабочек в нашей стране занесено в Краснуюкнигу!

Помимо всем известных королька и махаона, бабочки также получили от ученых имена греческих богов и героев. Этим люди выразили свое восхищение яркой красотой бабочек. Расшифруйте эти имена.

(Гектор. Читаем только каждую букву первого столбца сверху вниз.)

Самое поразительное, что бабочки, как в настоящей сказке, умеют превращаться! Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гу- сенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом — листья растений. Потом выросшие гусеницы «окукливаются» — превращаются в неподвижные, но живые куколки, из которых снова появляются бабочки.

БАЛЕТ

Слово «балет» в переводе с итальянского означает «танцую». Этот вид театрального спектакля, который мы сегодня называем словом «балет», появился четыреста лет назад. Он соединяет в себе музыку, танец, искусство декораций. Танец в балете сочиняет человек, которого называют. Расшифруйте:

Б Т С

А М Т

Л Е Е

Е Й Р

Ответ. БАЛЕТМЕЙСТЕР. Читаем столбцами.

У этого слова есть синонимы: хореограф, постановщик.

Исполняют танец артисты балета, или, как их называют, танцовщики.

Давайте из деталей танграма выложим танцовщицу (балерину).

Учитель вывешивает на доску образец.

Дети самостоятельно на партах выкладывают фигуру танцовщицы.

Взаимопроверка.

Танец — главное выразительное средство в балете. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства. Огромное значение также имеет музыка, ее эмоциональная сила, богатство и красота мелодий и ритмов. Важная роль принадлежит и декорациям, костюмам, освещению.

В истории русского балета много славных страниц. В XIX веке он стал образцом для балета всего мира. Этим он обязан многим композиторам и балетмейстерам. Имя одного из них, конечно, знакомо вам. Это композитор Петр Ильич Чайковский, создатель бессмертных балетов — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Прославленная русская балерина Галина Уланова как-то произнесла фразу, относящуюся ко всем артистам балета и выражающую их желание. Попробуйте ее расшифровать.

Ответ. «МЫ ХОТИМ НЕ ПРОСТО ТАНЦЕВАТЬ, А ГОВОРИТЬ ТАНЦЕМ». Читаем строчками сверху вниз слева направо.

Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

А теперь проверим, насколько вы были внимательны и хорошо ли запомнили то, о чем говорится в статье «Балет». Дополните фразы.

• Слово «балет» в переводе с итальянского означает. («танцую»).

• Танец в балете сочиняет. (балетмейстер, или хореограф, или постановщик).

• Исполнителей, танцев называют. (танцовщиками).

• Музыку к балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» написал. (П. И. Чайковский).

БАХЧА

Бахча — это поле, на котором выращивают следующие растения. Отгадайте их.

И на вкус и цвет приятна,

И нежна, и ароматна.

Я растил ее на грядке

И поил водой из кадки.

Вот и выросла она —

Настоящая луна! (Дыня)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели.

Вчетвером за столик сели — еле-еле одолели:

Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;

Да еще в отброс осталось —

Вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Эти растения называются бахчевыми культурами. У всех бахчевых есть стелющиеся по земле длинные стебли, большие листья и крупные желтые цветки. Мощные корни, как насос, сосут воду из глубоких слоев почвы. Поэтому эти растения почти не боятся засухи. Но если все же воды не хватает, то бахчи поливают.

Чтобы арбузы и дыни были большими, сладкими и ароматными, растениям нужно много тепла и солнечного света. Во время созревания должно быть жарко и сухо. Такие условия существуют в основном на юге нашей страны. А вот тыква более холодостойка, чем ее родственники арбуз и дыня, поэтому ее можно увидеть практически на любом огороде в средней полосе России.

А сейчас поиграем. Придумайте имена прилагательные к словам «арбуз», «дыня», «тыква». Кто назовет последним имя прилагательное, тот — победитель. Итак.

АРБУЗ — сладкий, сочный, шарообразный, гладкий, полосатый.

ДЫНЯ — ароматная, продолговатая, желтая, душистая.

ТЫКВА — огромная, рельефная, желтая, полезная, тяжелая.

IV. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог.

Конспект викторины «Что? Где? Когда?» с экономическим содержанием для детей подготовительной группыКонспект викторины «Что? Где? Когда?» с экономическим содержанием для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию экономических представлений в подготовительной группе. Викторина «Что? Где? Когда?».

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Сюжетно-ролевая игра «Театр» с математическим содержанием Сюжетно – ролевая игра «Театр»с математическим содержанием. Цель игры: проверка усвоенных математических знаний в игре, знаний в счете, умении.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство детей с возможностями энциклопедии и ее содержанием
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 18:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД