Папки-передвижки

«Тонет — не тонет». Конспект занятия по познанию для старшей группы

Галина Игнатова
«Тонет — не тонет». Конспект занятия по познанию для старшей группы

Цель:

- продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну).

- развивать монологическую и диалогическую речь.

- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

- побуждать высказываться на темы из личного опыта.

- активизировать прилагательные. Уточнить и закрепить правильные окончания слов.

Публикация «„Тонет — не тонет“, Конспект занятия по познанию для старшей группы» размещена в разделах

Материалы: кусочки мыла, бумаги, ткани, бутылочные пробки, круглые свечки, кусочки дерева и коры, пластилина, деревянная и металлическая ложки, монеты, пластмассовые фигурки. Тазик с водой. Два надутых воздушных шарика. Иллюстрации с изображением детского надувного круга, нарукавников для плавания или реальные предметы. Фотографии якоря, людей, плавающих в мертвом море.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого).

Ход занятия

На столе у воспитателя лежит много разных предметов, необходимых для проведения занятия. Ребята, вам наверно очень интересно узнать для чего я это все приготовила. Так вот, прежде чем мы начнем об этом говорить, послушайте стихотворение про двух лягушек. Это стихотворение для вас написала Н. Матвеева. Называется оно «Нерешительные» :

По речке

не лодка, не плот,

А старая бочка плывет!

Вскочили на бочку.

Зачем? Для чего?

Для просушки!

И снова попрыгали с бочки.

Зачем? Для чего?

Для промочки!

Не могут лягушки решить:

В воде или в сухости жить?

Ребята, а вы видели лягушек? А кто из вас знает, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки. (Ответы детей).

Чтобы проверить ваши версии ответов, я предлагаю вам провести испытание предметов, которые лежат у меня на столе.

Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете мне говорить из какого он материала, тонет ли он, или не тонет, и сразу же будем проверять, правы вы или нет.

Воспитатель проводит эксперимент с погружением разных предметов в воду:

По очереди опускает в тазик с водой кусочки дерева, бумаги, мыла, пластилина, свечки, пробки, пустую и полную пластмассовые бутылки, металлические монеты, камешки и т. д. После этого предлагает детям разделить эти предметы на две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут. (Ответы детей). Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Люди уже давно заметили, что есть предметы, которые в воде не тонут: ветка или ствол дерева, деревянная палка или доска не опускаются на дно, а плавают на поверхности и могут помочь людям удержаться на воде. Именно из дерева делали первые лодки и корабли. Такое свойство некоторых материалов «не тонуть» используется при изготовлении судов, плотов, корабликов. Но если ствол дерева или ветка очень долго находятся в воде, то они начинают подгнивать и тогда они заполняются водой, становятся очень тяжелыми и тонут. Это опасно для человека. Так, например, купаясь, можно наткнуться на такую ветку и пораниться.

А теперь скажите мне, могут ли пригодиться предметы, которые тонут в воде? (Ответы детей). Посмотрите вот на эту картинку. Что это такое? Правильно, это якорь. Для чего якорь нужен на корабле? (Ответы детей). Якорь, ребята, очень тяжелый. Кто знает, из чего он сделан? Да, его отлили из металла. А мы с вами узнали, что предметы из металла тонут в воде. Так как якорь очень большой и тяжелый, то, опустившись на дно, удерживает лодку или корабль на месте, не дает им уплыть.

Ребята, вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает) Воспитатель пытается силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте сдуем шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет. Почему так происходит? Что не позволяет надутому шарику утонуть? (Воспитатель показывает одновременно два шарика – надутый и не надутый). Чем отличаются эти шарики? Правильно! В надутом шарике есть воздух, а в не надутом его нет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.

После этого воспитатель показывает иллюстрации с изображением детского надувного круга и нарукавников для плавания (или сами предметы, спрашивает, знают ли они, что это такое, для чего их используют. Почему перед тем, как идти в воду купаться, круг и нарукавники надо обязательно надуть. Уже очень давно люди заметили: если надуть воздухом непромокаемую шкуру и зашить ее так, чтобы воздух не выходил, то она не утонет. Так появился первый надувной круг. Только плавали не в нем, а на нем. С помощью шкуры, наполненной воздухом, можно держаться на воде очень долго, самое главное – не выпускать ее из рук. (рассказ воспитателя из детства о надувании наволочки для плавания). Но это не очень удобно. Тогда люди придумали надувной круг; потом надувной жилет, а потом и надувные нарукавники. В этом случае необходимо всегда следить за тем, чтобы не появилась хотя бы очень маленькая дырочка, через которую может выйти воздух. Потому что без воздуха ни круг, ни жилет, ни нарукавники нам уже помочь не смогут. Сейчас уже есть спасательные жилеты в которых не воздух, а пенопласт – пластмасса, наполненная пузырьками воздуха. Такие жилеты и нарукавники более надежные, потому что все пузырьки не могут сдуться. Однако хранить такие спасательные круги и жилеты труднее, они занимают много места.

А еще ребята, есть такое море, в котором даже человек может спокойно лежать на поверхности. Оно называется - Мертвое море. Вода в нем очень и соленая. В этом море нельзя утонуть потому, что вода в нем очень соленая, а значит, очень плотная.

Значит, мы можем сделать вывод о том, что не тонут те предметы, которые сделаны из материалов, которые легче воды. А тонут те, которые тяжелее воды.

Давайте еще раз рассмотрим предметы, которые у меня на столе. Становитесь в рассыпную. Я буду показывать, а вы будете называть из чего он, и тонет или нет. (Показ предметов) Если предмет тонет, то вы присаживаетесь, если нет, то остаетесь стоять. Все поняли. Тогда иначинаем.

Молодцы, ребята! Хорошо все запомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая так и называется «РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»

Задача: научить ребенка выполнению двух ролей – приглашающего в круг, дать возможность проявить внимание к другим детям и почувствовать на себе их внимание. Игра требует большой согласованности и внимания к партнеру.

Правила игры:

1)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

2)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.

3)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Ход игры: педагог подходит к одному из детей – приглашает его поиграть. Например, спрашивает: «Как тебя зовут? «Иван»… - «Иван, пойдем играть!» - берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку. Иван спрашивает, как того звать. Называя его по имени, приглашает поиграть, взяв его за руку. Вместе дети идут дальше, и второй ребенок приглашает того, кто ему нравится. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослыми берутся за руки, образуя круг. Педагог говорит: «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился. На что он похож? (ответы детей) Правильно! А еще он похож на пузырь!» «А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаг назад. При этом произносятся следующие слова:» Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» когда получится большой круг, педагог входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «ХЛОП» и сбегаются к центру. Давайте быстрее надувать пузырь, а то он утонет! Игра повторяется.

Правила игры:

4)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

5)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.

6)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Публикации по теме:

«Солнышко лучистое». Конспект НОД по речевому развитию и познанию в старшей группе Цель: Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Закреплять представления.

Фотоотчет эксперимента «Тонет-не тонет» в средней группеФотоотчет эксперимента «Тонет-не тонет» в средней группе Фотоотчет эксперимента «Тонет не тонет». Дети часто задают вопросы о том, тонет ли бумажный кораблик и почему? Вот мы и решил сделать бумажные.

Игра «Тонет-плавает» Игра для детей (1,5-2 года) «Тонет-плавает» Ребёнок познакомится со свойствами предметов, понимать значение прилагательных «сухой», «мокрый»,.

Конспект конкурсного занятия в старшей группе по познанию на тему «Приглашение Деда Мороза» Тема: «Приглашение Деда Мороза» Программное содержание. Расширять представления детей об окружающем мире. Систематизировать знания детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе «Труд пчеловодов Башкортостана» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:«Труд пчеловодов Башкортостана» Провела: Хазиева.

Конспект НОД в старшей группе по познанию «Путешествие в страну Светофорию» Конспект НОД по ознакомлению С ПДД в старшей группе на тему: «Путешествие в страну Светофорию» Цель: прививать навыки безопасного поведения.

Конспект по познанию в старшей группе «Вода и её свойства» Конспект учебно – познавательного НОД в старшей группе Тема «Вода и её свойства» Вид НОДа: учебно – познавательное. Тип НОДа: комбинированный.

НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Что плавает, а что тонет». Цели: Путем экспериментирования дать элементарные представления об одном из признаков предметов. Закрепить свойства воды. Развивать речь,.

Опыт «Тонет — не тонет» для детей младшего возрастаОпыт «Тонет — не тонет» для детей младшего возраста Материалы:баночка с водой,ложка,соль,яйцо. Задачи:развитие познавательных способностей детей,используя опытно-экспериментальная деятельность.

Экспериментирование во второй младшей группе «Тонет-не тонет» Задачи: - формировать элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование; - развивать интерес к окружающему миру; - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тонет — не тонет». Конспект занятия по познанию для старшей группы
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 20:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД