Конспект занятия «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своем, как в родном краю»

Валюго Екатерина
Конспект занятия «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своем, как в родном краю»

Тема:

Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своем, как в родном краю.

Программные задачи:

Расширить и уточнить знания о родном городе, закреплять умения узнавать на фото знакомые здания, знать их названия, желание узнать побольше об истории города Почепа. Уточнить знание детей о названиях улиц, показать детям, что по названиям улиц можно много узнать об истории города. Воспитывать любовь к родному городу, растить патриотов своего края.

Материал к занятию:

Фотографии зданий города с историческим прошлым.

Предварительная работа:

Экскурсии по улицам города, чтение стихов местных поэтов, рассматривание иллюстраций города Почепа; чтение глав из книги С. Масленко «Страници истории Почепского района»

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе Почепе, его историческом прошлом.

Чтение стихов о Почепе (2 шт.)

Почеп, один из древнейших городов нашей области. История его мало изучена, но сведения, дошедшие до нас из глубины веков, говорят о том, что он играл заметную роль в экономической, культурной жизни края, в укреплении русского государства.

Первоначально город был построен на реке Косте, затем его перенесли на Судость. Так образовался Старый Почеп или Старопочепье, и новый Почеп, который став городом, назывался уже просто Почеп.

Впервые о Почепе упоминается в документах 25 марта 1503 года, где он назван среди таких крупных городов как Гомель, Чернигов, Стародуб, Трубчевск, Брянск.

До сих пор в Почепе встречается немало такого, что напоминает о его достопримечательном прошлом. Это и своеобразная его планировка и кое- где сохранившееся оригинальные строения, и дошедшие до нас старые названия некоторых улиц.

Ребята, а какие названия улиц вы знаете? Как называется улица на которой вы живете?

Дети:

Затинская, Первомайская, Суконно- Фабричная, Набережная, Вокзальная, Завокзальная, Кирова, Стародубская, Мглинская, Брянская, Смоленская и др.

Воспитатель:

Молодцы. Хорошо.

А хотите узнать как эти улицы назывались раньше! Тогда слушайте. При графе Разумовском был построен прекрасный дворец и Воскресеннский собор, парк. Так одна из улиц была названа Дворцовой (ныне улица Кирова).

Улица Затинская. полагают, что она раньше называлась Затынская, т. е. находилась за тыном (оградой, которая опоясывала город- крепость).

Первомайская-Никольская, она была названа в честь храма С. В. Николая.

Стародубская в честь стародубского полка Г. Стародуба. улица Суконно- Фабричная получила свое название от находившийся там суконной фбрики по производству сукна и парусины. парусина шла для флота (паруса на короблях). Улица Набережная-улица Костяная, там было большое сражение и захоронено много людей. Вокзальная и Завокзальная- при графе Клеймихеле была построена в 1887 году Полесская железная дорога. Так и появились названия этих улиц.

Ребята, давайте сейчас с вами отправимся на экскурсию по старым новым улицам и узнаем об исторических зданиях на них. Но нам надо выбрать экскурсоводов, а вы все будите гости нашего города.

Как называется улица по которой мы сейчас пойдем?

Дети:

Улица Ленина.

Воспитатель:

А какое историческое здание находиться на этой улице?

Дети:

Военкомат.

1 экскурсовод.

В книге «Архитектурные образы Брянщины, говориться, что это здание относиться к городской усадьбе Лапотко»

Воспитатель:

Крупный помещик того времени занимал большой прямоугольный учсток земли от реки Судость по ул. Пионерской и до пер. ,в котором стоит городская баня. На этой усадьбе размещался двух этажный дом. Внутри усадьбы большое кирпичное здание, в котором была сыроварня, а потом местная городская электростанция. В главном здании, после революции разместился райвоенкомат, который находиться до нашего времени.

Ребята и гости, мы сейчас подходим к улице которая пересекается с ул. Ленина. Как называется это улица?

Дети:

Первомайская.

Воспитатель:

Какое здание из далекой истории находиться на этой улице:

2 экскурсовод.

По ул. Первомайской слевой стороны выделяется дом №10. Этот дом еврея Хайкина. Здесь была его гостиница, а после здесь размещалась первая автоколонна с 1 автомобилем. Сейчас здание занимает Горпо.

Воспитатель:

Рядом стоит дом №8. Он принадлежал братьям Большаковым. - лесопромышленникам. После революции был жилой дом, а затем в нем разместилась редакция газеты «Сельская новь», а теперь «Почепское слово»

Вот мы и пришли на главную площадь города. Как она называется?

Дети:

Октябрьская.

3 экскурсовод.

С правой стороны мы видим памятник освободителям города- это танк. Дальше мы проходим к памятнику воинам афганцев. На площади мы видим аллею героев В. О. войны.

Воспитатель:

На площади находиться магазин «Вера Волна». В старые времена в правой стороне его была типография Миеровича, а в другой половине- магазин купца Зеличенко. В сквере между магазинами и Домом Детского творчества- место бывшего Почепского замка. Известно, что здесь располагались торговые ряды, а рядом склады с военной амуницией с левой стороны мы видим купеческие ряды с подвалами. Они тянуться от музея до почты. Напротив в сквере стоит поныне бывший целевой склад. Сейчас в нем разместился ЦДТ.

Ребята, что происходит на площади нашего города?

Дети:

Праздники, парады, концерты. Физминутка.

Воспитатель:

Давайте и мы с вами прочтем несколько стихов о нашем городе, которые сочинили поэты нашего города.

Читают 4 стихотворения (прилагаются)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы хорошо читали стихи, а сейчас давайте пойдем дальше. Что это за здание? Которое стоит на углу площади?

4 экскурсовод

Это здание музея и гостиницы. Раньше это здание было одноэтажным и принадлежало купцу Дризо.

Воспитатель:

Интересная история этого здания. Бедный еврей Дризо работал в г. Гомеле санитаром. И нашел много золота. Приехав в почеп он построил этот дом. Жена его увлекалась шляпками и открыла шляпочный магазин. На стене дома долго была видна надпись «Шляпный магазин Дризо»

После того, как Дризо уехал, здесь был открыт большой рыбный магазин. После войны на него надстроили второй этаж и открыли гостиницу.

Идем дальше по ул. Стародубской.

5экскурсовод

Слева на месте теперешней школы искусств стояло красивое двухэтажное здание педучилища.

Воспитатель:

Педучилище готовило учителей начальных классов для Брянской обл. во время войны в 1943 году училище было разрушено, а после войны отстроено новое здание.

6 экскурсовод

Следующие здание- администрации района- построено на месте дворца графа Разумовского. В нем находилась шк. Ленина

Воспитатель:

Это было великолепное здание, построенное в классическом стиле. С одной стороны окна его были обращены на широкий и просторный двор, а с другой стороны- в парк. Но во время войны немцы его взорвали. Рядом, необыкновенно красив Воскресенский собор, построенный в 1765 -1771 году. В плане он представляет собой латинский крест с закругленными концами. Изящный, легкий, он стремительно поднимается вверх. Сейчас в соборе проходят службы для прихожан.

Ребята, послушайте стихотворение «Любимый город». Его тоже написали сочинила наша местная поэтесса.

На свете есть много селений

Поселков и городов,

Но к сердцу дороже мне Почеп

Край дедов моих и отцов.

Красивый мой город весною

В цветении пышных садов

Леса окружают стеною

И много полей и лугов.

Собор Воскресенский и главы

Красу возвели мастера

Для памяти доброй и славной

Художник творил чудеса.

Старинный парк и речка Судость

Мосток указывает путь

На стадион и на поляну

На луг, где можно отдохнуть.

Люблю тебя город старинный

Всем сердцем люблю всей душой.

Живи процветая в успехах

Любимый мой Почеп, родной.

Валентина Милеева

Воспитатель:

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия, сегодня мы узнали много об историческом прошлом нашего города, его зданиях, его улицах старинных и современных. Много прочли стихов, которые были написаны нашими поэтами, земляками. Еще много интересного и нового можно узнать о нашем родном городе, но это будет уже в другой раз.

Знать прошлое – значит в многом понять настоящее и предвидеть будущее.

Поистине, как говорили древние римляне, «история- это учитель жизни»

Из глубины веков среди небольших городов на Брянщине находиться старинный город Почеп.

«И велик ты не очень

И не так знаменит…»

Такие строки о родном городе написал местный поэт Анатолий Ковалев.

Действительно, он и Брянска моложе и поменьше Москвы…но история его так же богата и разнообразна.

Публикации по теме:

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Самара-край родной! Самара-край родной! Цель:Знать родной край, достопримечательности родного города. Особенности края:река Волга, как она красива, какой транспорт.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект занятия «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своем, как в родном краю»
Опубликовано: 23 января 2014 в 19:32
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....