Папки-передвижки

Образовательная деятельность «Зима в природе»

Наталья Кирьянова
Образовательная деятельность «Зима в природе»

Цели:

• обобщение и систематизация знаний детей о природе;

• формирование первоначальных понятий, позволяющих дошкольникам шире ориентироваться в окружающем (умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи между фактами);

• сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзли; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, им холодно – они изменили образ жизни и поведение);

• воспитывать интерес к зимним явлениям природы.

Публикация «Образовательная деятельность „Зима в природе“» размещена в разделах

В процессе воспитательно – образовательной деятельности по данному направлению воспитатель выстраивает систему специально организованных мероприятий с детьми, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о зимующих птицах, о подготовке животных к зиме, о растениях, явлениях неживой природы.

1. Экскурсии в природу.

Экскурсия проводится в лес, сад, сквер, где дети уже были весной, летом и осенью.

Рекомендуется прочитать детям стихотворение Александра Пушкина

Идет волшебница - зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Во время зимней экскурсии сравнить:

чем отличается наступающее время года от предыдущих времен года?

Что говорит о начале нового сезона?

Наблюдая с детьми за изменениями в природе, воспитатель обязательно обращает внимание на красоту зимней природы. Рассматривают, как деревья принакрылись снегом точно бахромой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что продолжительность дня сокращается, утром темно и вечером рано темнеет.

Наблюдая за солнцем – дети приходят к выводу, что солнце светит ярко, но плохо греет. На улице холодно.

В группе, в свободной деятельности, совместно с воспитателем, в центре «Почемучки», проводятся опыты и эксперименты со снегом, водой.

Опыт «Снег и лёд»

Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.

Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.

Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.

Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.

Первая группа – рыхлый снег.

Вторая группа – комок снега.

Третья группа – лёд.

Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

Материал: формочки, снег, лёд.

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

На участке дети наблюдают за птицами. Воспитатель спрашивает, какие птицы улетели в тёплые края и какие птицы остались зимовать.

Зимой птицам очень холодно и голодно. Какую помощь мы можем оказать? Дети: покормить птиц. Правильно, а как мы можем это сделать?

Дети высказывают свои мысли (организовать столовую для птиц, сделать домики, кормушки).

Воспитатель: читает стихотворение Александра Яшина

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

Во вторую половину дня организуется «Беседа о зимующих птицах».

Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей — шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т. д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т. д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т. д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т. д.)

— А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей — чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона — каркает. Голубь — воркует. Сорока — трещит и т. д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

В речевом центре выставлена детская художественная литература о птицах, энциклопедии, иллюстрации, альбомы о птицах.

В художественно – эстетическом центре, дети по желанию, используют разнообразные материалы для воспроизведения птиц. Свои работы вывешивают на «стену творчества».

В уголок для родителей выставляется информация: Уважаемые родители, просим Вас принять участие в акции «Накормите птиц зимой».

Дети рассказывают родителям, что нового они узнали о зимующих птицах. В совместной деятельности дети - родители – воспитатель проводится итоговое событие по данному направлению.

Воспитатель проводит мастер – класс для родителей и детей на тему: «Птицы – наши друзья». Дети из ниток изготавливают птиц (снегирей, синиц). Для родителей даются рекомендации с показом, как изготовить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает родителям и детям разделиться на две команды, проводится «Зимняя викторина» по книге В. Бианки «Лесная газета».

1. Где раки зимуют?

В норках по берегам рек и озер.

2. Что птицам страшнее зимой – холод или голод?

Голод птицам страшней. Утки, лебеди, чайки, например, остаются у нас на всю зиму, если есть чем кормиться, если где – нибудь остается не покрытая льдом вода.

3. Если зайцы начали белеть позже, чем обычно, какой ждать зимы – ранней или поздней?

Поздней.

4. Что такое «кузница дятла»?

«Кузницей дятла» называю дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обработать их клювом. На земле под такой «кузницей» часто накапливается целая горка развороченных дятлом шишек.

5. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой?

Полярная белая сова.

6. Что такое «заячья скидка»?

Прыжки зайца со следа в сторону.

7. Где зимой и осенью спят вороны?

В садиках и рощах на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями.

8. Когда от нас улетают последние утки и чайки?

Когда замерзнут последние озера, пруды и реки.

9. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы?

Осенью (и на всю зиму) дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.

На следующий день дети совместно с родителями приносят кормушки и развешивают на деревья.

Публикации по теме:

Интегрированная образовательная деятельность «Репка» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕПКА» Программное содержание. - учить рассказывать вместе с воспитателем сказку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, гостья Зима». Составление рассказов об изменениях в природе Программное содержание: закрепить знание времен года, зимних месяцев, учить составлять небольшие рассказы об изменении в природе в разное.

Непосредственная образовательная деятельность «8 Марта» НОД Развитие речи «8 Марта» Цель: закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта, составить творческие рассказы, воспитывать любовь.

Непосредственная образовательная деятельность «Семь Я» Конспект непосредственной образовательной деятельности Старшей группы Тема: «Семь Я» Образовательная область: коммуникация. Подготовка.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов в подготовительной к школе группе по теме недели «Красавица Зима» Организация утреннего приёма детей. Утр. гимнастика. Комплекс №1. Утро. Работа в группе Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зимний лес».

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений на тему «Зима» Тема: «Зима» Целевой ориентир: умеют устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать.

Организованная образовательная деятельность во второй младшей группе «Зимушка-зима» Организованная образовательная деятельность в 2 младшей группе. Тема: «Зимушка – зима». Автор: воспитатель Макухина Анна Алексеевна. Цель:.

Проект в старшей группе по формированию представлений о живой и неживой природе в зимний период «Зимушка-зима!»Проект в старшей группе по формированию представлений о живой и неживой природе в зимний период «Зимушка-зима!» Проект в старшей группе «Зимушка - зима!» Актуальность проекта: В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате.

Проектная деятельность «Волшебница-зима»Проектная деятельность «Волшебница-зима» Проектная деятельность по теме: «Волшебница-зима» в подготовительной к школе группе. «В ледяной карете мчится зимушка-зима, Ветер крыльями.

Современная образовательная деятельность по ФГОС Тема: «Современная ООД по ФГОС» Перед тем, как начать свой доклад, я хотела бы уточнить следующее - слово "занятие" как таковое теперь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность «Зима в природе»
Опубликовано: 19 мая 2018 в 12:55
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД