Тематический контроль. «Развитие речи детей в условиях ДОУ»

Оксана Заикина
Тематический контроль. «Развитие речи детей в условиях ДОУ»

Тематический контроль в муниципальном дошкольном образовательном

учреждении детский сад «Алёнушка»

Тема: «Развитие речи детей в условиях ДОУ»

Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определённым задачам дидактического, методического, воспитательного характера.

Целью тематической проверки является изучение выполнение программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы детского сада по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1-2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценки своей деятельности

Контроль на 2011-2012 уч. гг.

Месяц / Вид контроля Тематический Фронтальный Итоговый Отметка о выполнении

Ноябрь «Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ”

Февраль Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Март «Развитие речи детей в условиях ДОУ»

Май Подведение итогов работы педагогического коллектива за год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»

ПРИКАЗ

От «___»___2012г. №___

«Об организации тематической проверки»

На основании годового плана на 2011-2012 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Развитие речи детей в условиях ДОУ» с15 – 18 марта

2. Создать комиссию в составе: заведующей Заикиной О. Н., старшего воспитателя Мельченко Т. Н., председателя творческой группы Бычковой Л. Ф.

2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения к 3 марту 2012г.

3. Цель проверки: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

4. Объект исследования:

4.1. система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

5. Предмет исследования:

5.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей.

6. Методы исследования:

6.1. анализ результатов диагностики уровня развития речи детей

6.2. анализ документации, планов работы педагогов;

6.3. анализ наглядной информации для родителей;

6.4. изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня.

7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Заведующая: ___О. Н. Заикина

С приказом ознакомлены:

График проведения тематического контроля

Возрастные группы Дата проведения контроля

15.03.2012г. 16.03.2012г. 17.03.2012г. 18.03.2012г.

II группа раннего возраста

Посещение занятия

Анализ диагностики Проверка планов воспитательно-образовательной работы Анализ предметно-развивающей среды в группах и наглядной информации для родителей

I младшая группа

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа Диагностика детей Посещение занятия

Подготовительная к школе группа

План тематического контроля

Цель: определить эффективность

воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

п\п Направление работы Предлагаемые рабочие материалы

1 Обследование уровня речи детей

• Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста

• Карта анализа занятия (с точки зрения оценки деятельности детей

2 Оценка профессиональных умений воспитателя

• Карта анализа профессионального мастерства воспитателя

• Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)

• Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей» (с точки зрения компетентности педагогов при её создании)

3 Оценка создания условий:

• в группе

• в методическом кабинете

• в ДОУ

• оценочный лист «Создание в группах условий для развития речи детей»

• оценочный лист «Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»

4 Оценка планирования работы

• карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

5 Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

• карта анализа наглядной информации для родителей по данному

Схема обследования уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

(составлена по методике диагностирования О. С. Ушаковой)

Показатели развития речи

Владение словарём Понимание слов, близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова

Понимание и употребление обобщающих слов («мебель», «овощи», «посуда» и др.

Умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов

Грамматика

Умение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине

Умение соотносить названия животных и их детёнышей

Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши)

Умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик)

Умение составлять предложения разных типов

Фонетика

Умение правильно произносить звуки родного языка

Умение находить слова, сходные и различные по звучанию

Умение правильно пользоваться умеренном темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности

Связная речь

Умение пересказывать короткие сказки и рассказывать с незнакомым ранее содержанием

Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми

Умение описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку

Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи

Общие показатели развития речи детей

Схема обследования уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста

(составлена по методике диагностирования О. С. Ушаковой)

Показатели развития речи

Владение словарём

Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации

Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи

Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов

Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)

Грамматика

Умение образовывать названия детёнышей животных

Умение подбирать однокоренные слова

Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе

Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят)

Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы)

Умение строить сложные предложения разных типов

Фонетика

Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р

Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки

Умение различать твёрдые и мягкие звуки

Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания

Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию

Связная речь В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей

Умение составлять описание, повествование и рассуждение

Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей

Общие показатели развития речи детей

Карта анализа профессионального мастерства воспитателя

Критерии профессионального мастерства педагога

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи

Знание методики проведения диагностики развития речи детей

Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы

Культура Точность и ясность выражение мыслей

Образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

Умение педагога организовывать Организация книжного уголка

Подбор иллюстративного материала

Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками)

Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.)

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам

Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи

Взаимодействие с родителями Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями.

Проведение тематических родительских собраний.

Методическая работа по проблеме развития речи детей6 подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах, открытые показы разных форм работы с детьми

Карта анализа занятия

Тема:___

Дата проведению___

Возрастная группа___

Количество детей___

ФИО воспитателя___

Начало занятия___ Окончание занятия___

Критерии оценки работы воспитателя на занятии Уровень оценки

3 2 1

Деятельность педагога на занятии Умение творчески использовать готовые конспекты занятий

(вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

Подготовка к занятию Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Выполнение санитарно-гигиенических требований Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами

Смена поз детей в течение занятия

Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т. д)

Соответствии длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

Деятельность педагога на занятии Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и. т. д.)

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на занятии Оценка работы детей на занятии, качество оценки

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач

Усвоение детьми программного содержания

Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии

Положительное в ходе занятия:

Выводы:

Оценочный лист

«Создание условий в группах для развития речи детей»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды Возрастные группы

II группа раннего возраста I младшая группа II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот к школе

группа

1. Книжный уголок

1. Оборудование (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

2. Соответствие содержания возрасту детей

3. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)

4. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомление с художественной литературой

5. Материалы о художниках иллюстраторах

6. Тематические выставки

7. Сменяемость материала

2. Наличие детской литературы в группе

3. Оборудование для театрализованной деятельности:

1. Ширма

2. Фланелаграф

3. Соответствие возрасту видов театра

4. Соответствие возрасту содержание театров и театрализованных игр

4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)

5. Методическая литература

6. Пособия для занятий

7. Набор материалов для диагностики детей

Оценочный лист

«Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»

Составляющие предметно-развивающей среды Наличие и качество пособий

Методическая литература 1 учебники по развитию речи детей дошкольного возраста

2 литература по отдельным разделам

3 разные хрестоматии

4 сборники по развитию речи

5 учебники по детской литературе

6 подборки загадок, песенок, потешек

7 картотека дидактических игр по развитию речи

8 орфографические словари

9 детская художественная литература

Комплексные, развивающие и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним

Наглядные материалы 1 демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям

2 раздаточные материалы в методическом кабинете

2.1. все материалы по ознакомлению с окружающем миром (на 2 возраста, разделённые по тематике, с картотекой

2.2. сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле. Сюжетные картины разбираются на картины с простым сюжетом и сложным сюжетам

2.3. предметные картины (с картотекой). Размер не менее чем 10х10 см

2.4. серии картин (4-5 картин). В кабинете должно быть 5-7 разных серий, по 5 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми)

Наглядные материалы 3 подборка детских рисунков для рассказывания: они подбираются на группу детей

4 символика – герб, флаг России и Москвы

5 предметы и игрушки

5.1. 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера: 2 куклы, 2 белки, 2 медвежонка, 2 утёнка; одно наименование, но разный внешний вид

5.2. раздаточные игрушки, небольшого размера, 10-12 см; набор на группу – не менее 15 игрушек. Тематика: домашние животные, дикие животные, транспорт

6 к разделу «Ознакомление детей с художественной литературой»

6.1. биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей

6.2. аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений

6.3. Иллюстративный материал по художественной литературе

Методические материалы 1 Все материалы с выходными данными: название, автор, место, год издания, краткая аннотация – лучше на карточках

2 Конспекты занятий из опыта работы педагогов. Стремиться делать серии конспектов по рассказыванию

3 Разные формы планирования

4 памятка по анализу занятий

Выводы и рекомендации по пополнению и (или) наиболее рациональной организации предметно-развивающей среды для педагогов:

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Направления воспитательно-образовательной работы Возрастные группы

II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот к школе группа

Планирование занятий Словарная работа

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Формирование связной речи и рассказывания

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Планирование работы вне занятий Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме

Дидактические игры

Загадывание загадок, придумывание загадок

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы

Самостоятельная художественная речевая деятельность

Досуги, развлечения

Работа с материалами книжного уголка

Работа с семьёй

Выводы, предложения по каждой возрастной группе:

Карта анализа наглядной информации для родителей

п\п Критерии анализа

1 Конкретность информации

2 Доступность предлагаемого материала

3 Краткость материала

4 Эстетичное оформление наглядных материалов

5 Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

6 Форма подачи материала

• Папки-передвижки

• Стенды

• Ширмы

• Информационные письма-памятки для родителей

7 Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

Анкета для родителей

«Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»

• Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?

• Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду

• Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;

Развивать у детей речь;

• Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

Развивать мышление, память, внимание, воображение?

• Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В

чём заключается их важность?

Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?

• Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?

• Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес

• Какие книги есть у Вас дома?

• Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?

• В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна

для Вас

• Информация отсутствует;

• Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;

• Информация есть, но крайне скудная;

• Я не обращаю на неё внимания;

• Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

• Наглядная информация интересно и полезна для меня.

• Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития

• вашего ребёнка?

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Содержание методической работыСодержание методической работы СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Организацией методической работы в ДОУ непосредственно занимается старший воспитатель. Проектирует, определяет.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тематический контроль. «Развитие речи детей в условиях ДОУ»
Опубликовано: 7 апреля 2012 в 12:19
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...