МААМ-картинки

Тематическое планирование с использованием ТРИЗ

Елена Безручко
Тематическое планирование с использованием ТРИЗ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Автор – составитель : Безручко Елена Николаевна,

Воспитатель высшей категории

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 «Радуга» общеразвивающего вида»

2012 год.

. Воспитание творца – потребность времени

(объяснительная записка)

Публикация «Тематическое планирование с использованием ТРИЗ» размещена в разделах

Основной целью своей работы считаю воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Подготовить ребенка к формированию творческого мышления.

Содержание многих программ раскрывает, в основном, формирование знаний, умений, навыков. Бесспорно, знания нужны, но нужно уметь их использовать и для генерирования собственных идей и мыслей. Умеем ли мы это делать сами, и учим ли тому детей? Строя свою программу работы с детьми обратила внимание, что занимаются, работают одни и те же дети, многие из них не активны, боятся высказать своё мнение, отношение, не умеют рассуждать. Это однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий, типовых способов решений заставило меня пересмотреть подходы к обучению, захотелось раскрыть в психике ребенка огромные возможности для его развития, научиться самой и научить детей творчески мыслить, видеть и замечать в обычном и привычном необычное.

В поиске разрешения проблемы развивающего обучения, я остановила свой выбор на технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, так как именно эта технология способствует формированию у детей умению управлять процессами творчества, фантазии, закономерности, принимать нестандартные решения, творчески мыслить.

Задачи по развитию творческих способностей дошкольников:

1. Развитие воображения, расширение кругозора, преодоление психологической инерции.

2. Развитие мышления, выработка оригинальных способов мышления.

3. Формирование качества творческой личности, дать ребенку возможность испытать радость высшего человеческого порядка - радость открытия.

4. Формирование культуры общения, поведения, чувств, что включает в себя правильное восприятие и оценку адаптации к людям, взаимодействие с ними, их поступки, хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии, зависят от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных личностных особенностей. Занятия носят интегрированный характер, теснейшим образом связаны с разделом программы «Детство».

Они включают в себя игровые элементы, продуктивную деятельность, что позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное более продуктивным. Организуя занятие, постоянно помню о собственном положительном отношении, так как знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не способствуют развитию творческого мышления.

Ожидаемый результат:

Умения детей:

1. Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.

2. Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков

3. Воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части.

4. Узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы.

5. Комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов.

6. Находить в двух и более объектах общие и различные признаки.

7. Узнавать объект по описанию возможных действий с ним.

8. Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой.

9. Находить противоположные значения явлений, объектов.

10. Решать проблемные ситуации, выдвигать альтернативные гипотезы их решения.

11. Уметь разрешать противоречия, уметь обобщать, классифицировать, сравнивать.

Список используемой литературы :

1. Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать», г. Санкт-Петербург, 1999г.

2. Л. Н. Прохорова «Путешествие по Фанталии», г. Санкт-Петербург, 1999г.

3. А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», г. Ярославль, 1996г.

4. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей», г. Ярославль, 1996г.

5. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»

6. Белоусова «Удивительные истории»

Тема занятия Педагогические задачи Развивающие методы и приемы Совместная деятельность

2 3 4 5

1. 1. Занятие-знакомство Способствовать развитию диалектического мышления, развитие творческого воображения Д/и «хорошо-плохо», «Запрещенное движение». Инсценировка Ю. Мориц «Попрыгать –поиграть» Рисование : «Лейка»

2. 2. «Попрыгать-поиграть» Развитие познавательных способностей, систематизировать знания о сезонных изменениях живой и неживой природы осенью, расширение кругозора, внимания. Е. Чарушин «Никита – охотник». Д/и «Хорошо-плохо», «Отгадай летнее словечко»

3. 3. «Прощание с летом» Развитие диалектического мышления, творческого воображения. Метод фокальных объектов (МФО, стих-е «Кузнечик», упражнение на запоминание. Рисование : «Какие ягоды я люблю больше всего».

4. 4. «До свидания. Лето! Здравствуй, осень!» Развитие памяти, творческого воображения, восприятия.

5. 5. «Что растет в лесу? Кто живет в лесу?» Развитие памяти, диалектического мышления. Д/и «Хорошо-плохо», стих-е «Грибная электричка». Аппликация : «Грибная электричка»

2 3 4 5

1. 1. «Маленькое открытие» Развитие воображения, системного мышления, учить выделять подсистему в системе Д/и «Что-то в чем-то», Квадрат «РВС»

2. 2. «Самое обычное – необычно» Развивать умение находить общее между предметами, творческое мышление, умение представлять последствия событий. Д/и «Хорошо-плохо», сказка Дж. Родари «Солнце и тучка» Рисование : «На что похожи тучки?»

3. «Дождик, лей, лей!» Развитие внимания, памяти диалектического мышления. Морфологическая таблица (МТ, стих-е И. Токмановой «Зонтик»,

«Под дождем» В. Хмельницкий Рисование : «Осеннее окошко» (узор из дождинок – цветок)

4. «Шишкопад» Развивать умение формулировать законы, находить причину событий и объяснять её, внимание, быстроту мышления Д/и «Разноцветные квадраты», Метод фокальных объектов (МФО, (осень-овощи, стих-е «Шишкопад», Н. Абрамцева «Короткая встреча» Рисование : «Разноцветный осенний зонтик»

5. «Наш дом» Развивать умение выделять главную функцию предмета, задавать вопросы на сужение поля поиска, речь, мышление. Наглядное пособие «Мир вокруг нас», д/и «Да-нетка», «сочинялки». Конструирование : «Сделай из 6 треугольников зверушку»

6. «Осень и поэзия» Развиваем творческое мышление, воображение д/и «Цветные квадраты», Метод фокальных объектов (МФО) (овощи-фрукты) Рисование : «Окно времен года»

2 3 4 5

1. «Нарисованное солнце» Развиваем речь, мышление. Стих-е Г. Сапгир «Дождик», Н. Абрамцева «Ночной разговор» Аппликация: «Солнце в большом окне»

2. «Первая встреча с зимой» Развиваем умение анализировать, обобщать речь, мышление. Закрепить и расширить знания детей о сезонных изменениях зимой в живой и неживой природе. Стих-е «Петух и червячок», Д/и «Хорошо и плохо» (зима, р-з В. Хмельницкого «Снег и скрипка»

3. «Мохнатая азбука» Развиваем детскую фантазию, развиваем навыки моделирования. Р-з Б. Заходер «Мохнатая азбука»,

р-з «Пропажа» Рисование : «Фантастическое животное»

4. «Розовый слон» Развиваем внимание Д/и «Хорошо и плохо» (Почемучки, р-з Г. Горбовский «Розовый слон», Р. Киплинг «Слонёнок» Лепка : «Слоны»

5. «Триз» Развиваем сообразительность, быстроту мышления, умение находить ресурсный подход. Д/и «Наоборот», «Хорошо-плохо», Метод-увеличение-уменьшение Рисование по описанию: загадки

6. «Такая разная осень» Развиваем наблюдательность, способность описывать свойства предметов. Метод фокальных объектов (МФО, Д/и «Какая?», стихи : «Кричит ворона в небе Кар-р», «Зонтик», «Шишкопад», рассказ Н. Абрамцева «Загадка» Рисование

2 3 4 5

1. «Страна вообразилия» Развиваем творческое мышление, фантазию. Познакомить со способами придумывания сказок. Метод «Бином фантазии» (БФ, Б. Заходер «Моя вообразилия», Д/и «Хорошо-плохо»

2. «Зимние сказки» Развиваем творческое мышление, воображение, умение анализировать, устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, делать умозаключение. Д/и «Хорошо-плохо» сказки (снег, сказки «Мороз-Иванович», «Снегурочка»

3. «Я люблю сказки» Закрепить умение определять основные критерии сказок (выдумка, фантазия (то, чего не может быть на самом деле). Развиваем речь, быстроту мышления, сообразительность. Д/и «Хорошо-плохо», «Наоборот», Метод «Бином фантазии» (БФ) Рисование : «Золотая рыбка»

4. «Волшебная палочка» Закрепление знаний о волшебной атрибутике, развиваем речь, характеризуем героев сказки. Метод «Увеличение – уменьшение»

5. «Подарок от Деда Мороза» Развиваем речь, мышление. Д/и «Хорошо-плохо», Загадки Н. Абрамцева «День рожденья старой ели» Рисование : «Что я хочу получить в подарок от Деда Мороза»

2 3 4 5

1. «Чудеса да и только» Развиваем мышление, воображение, речь. Метод превращения, Д/и «Хорошо-плохо» Рисование : «Чудесные закорючки»

2. «Леса-чудеса» Развиваем умение задавать вопросы, сужая поле поиска решений, быстроту мышления, речь, фантазию Наглядное пособие «Мир вокруг нас», д/и «Да-нетка» Рисование : «Удивительные звери и птицы в волшебном лесу» (дорисуй, составление книжки

3. «Зимушка-зима, зима снежная была» Развиваем диалектическое мышление, умение анализировать, обобщать. Д/и «Какая?», «Хорошо-плохо», Метод фокальных объектов (звери зимой). Проблемная ситуация. Рисование : «Что мне нравится зимой?»

2 3 4 5

1. «Устала метель» Развитие воображения, быстрота мышления, фантазии. Метод «Бином фантазии», сказка наоборот «Салат из сказок»

2. «Волшебные вещи» Развивать умение задавать исследовательские вопросы. Познакомить с префиксами аэро, супер. Развиваем логику, речь, воображение, быстроту мышления. Воспитание нравственных качеств. Д/и «Да-нетка», Стих-е «Метель, р-з «Волшебное слово». Рисование : «Волшебные предметы»

3. «Детский сад» Развиваем умение анализировать, сравнивать, определение свойств предметов, сообразительность, память, речь, мышление, главную функцию предмета Д/и «Хорошо-плохо», Метод фокальных объектов (МФО) (бабочка, зима, арбуз). Строим д/с. Д/и «Наоборот», «А что это?», «Да-нетка».

4. «Путешествие» Развивать умение определять существенные признаки в группе однородных предметов

5. «Волшебница зима» Развивать детей при создании обстановки повышенной сложности, думать, изобретать в состоянии активной мыслительной деятельности. Знакомство с префиксами макси, микро Метод «Бином фантазии», «Да-нетка» Рисование : «Волшебное творение зимы»

2 3 4 5

1. «Подарки от весны» Закрепить и расширить представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной. Развитие диалектического мышления, фантазии, объединять труднообъединяемые два предмета в один сюжет. Д/и «Хорошо-плохо», Метод «Бином фантазии» Рисование : «Подарки от весны»

2. «Картинки в лужах» Развитие восприятия, воображения, ассоциативного мышления, изобретательства, умение делать самостоятельно умозаключение, способности понимания перехода одного качества в другое. Д/и «Треугольники» (знакомство, МФО (весна-музыкальные инструменты) Рисование : «Картинки в лужах»

3. «Почемучка»

4. «Почемучка-2» Развитие восприятия, воображения, ассоциативного мышления, изобретательства, умение делать самостоятельно умозаключение, способности понимания перехода одного качества в другое. Р. Киплинг «Слоненок», «Отчего у верблюда горб?», д/и «Хорошо-плохо», «Что-то в чем-то». Рисование : «Нарисованные загадки»

5. «Мы с папой и с мамой» Развивать умение формулировать законы, творческое воображение, выделять подсистему, системное мышление, совершенствовать доказательную речь. Д/и «Наоборот», Э. Успенский «Мама приходит с работы», В. Драгунский «…бы», «Что я люблю и не люблю».

6. «Мой веселый, звонкий мяч» Развивать слуховой внимание, умение анализировать, обобщать, сообразительность, быстроту мышления. Закреплять умение использовать ресурсный подход, развитие памяти, умение выделять главную функцию предмета. Совершенствовать доказательную речь, ассоциативное мышление. Д/и «Хорошо-плохо», «Съедобное-несъедобное», Метод «Бином фантазии», д/и «Назови соседа» (мяч, Метод Робинзона (проблемная ситуация) Рисование : «Мяч веселый и грустный"

2 3 4 5

1. «А что в сундучке» Воспитывать у детей нравственные качества и нормы поведения. Развитие внимания, мышления, доказательной речи. Д/и «Зачем?», Р. Зеленая «Хвастуны»

2. «Чистый дом, чистый город» Развитие быстроты мышления, фонематического слуха. Совершенствовать умение обобщать, делать выводы. Д/и «Хорошо-плохо» (порядок вдоме). «Словесные цепочки», «Что было бы, если бы», «Закончи слово» Рисование : «Мой город, улица, дом»

3. «Животные в моем доме» Воспитание чувства доброты и сопереживания ко всему живому. Закрепить знания детей о необходимых условиях для нормального самочувствия живых организмов. Развивать умение понятия перехода одного качества в другое, речи, мышления, памяти. Проблемные ситуации, развивающие вопросы.

4. «Веди себя так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» Развитие сообразительности, быстроты мышления, умения самостоятельно делать умозаключения, слух. внимания. Чтение Г. Сапгир «Людоед и принцесса или все наоборот». Проблемные ситуации, развивающие вопросы.

Публикации по теме:

План по самообразованию (ТРИЗ) План по самообразованию Направление: «Познание». Воспитатель: I квалификационной категории Сорочкина Елена Владимировна. Период работы:.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование с использованием ТРИЗ
Опубликовано: 11 января 2013 в 21:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД