Лучший педагог года

Теоретические основы развития самооценки у дошкольников

Татьяна Плотникова
Теоретические основы развития самооценки у дошкольников

1.1. Самооценка как один из компонентов самосознания

С. Л. Рубинштейн, исследуя проблему социализации личности, отмечал, что «без сознания и самосознания не существует личности»

(С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - С. 238). Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. И. С. Кон рассматривает самосознание как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складывается в мысленный образ. (Кон И. С. Открытие «Я»)

Публикация «Теоретические основы развития самооценки у дошкольников» размещена в разделах

Осознание себя как «я» является результатом развития личности. Самосознание, отражая реальное бытие личности, делает это не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания. Оно может быть более или менее адекватно.

Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина в самосознании человека выделяют следующие компоненты:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выраженная формулой «Я сам.».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Совокупность всех представлений человека о себе, сопряженных с их оценкой определяет понятие «Я-концепция». Установки, направленные на самого себя, составляют:

1)«образ Я» - представление о самом себе;

2)самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления;

3)потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» являются негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» - это представление о «Я», которое может быть верным или искажено. Самосознание, по мнению Л. М. Фридман, работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением человека порождает страдания, вызывает чувства вины, стыда, обиды, гнева, избавление от которых происходит с помощью механизмов психологической защиты. Ю. М. Орлов отмечает в своих работах, что комплекс неполноценности, где нарушен процесс сличения между «Я-концепцией» и реальным поведением, деформирует «Я-концепцию», формируя при этом низкую самооценку.

Самосознание тесно связано с самооценкой. По мнению С. Л. Рубинштейна, самооценка человека обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

С. Г. Якобсон, Г. И. Морева, изучая связь между моральным поведением и моральным самосознанием, пришли к выводу, что основной функцией морали является регуляция социального поведения и взаимоотношений людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей.

Необходимость в особой регуляции поведения возникает, по мнению авторов, потому, что в человеческом обществе возможны противоречия между личными интересами и возможными отрицательными последствиями их для других людей. В рамках моральной регуляции человек совмещает в одном лице позиции субъекта и объекта регуляции. А это значит, что он должен быть носителем моральных ценностей, предъявлять себе соответствующие требования, сам оценивать соответствие своих действий моральным критериям. «Моральная регуляция психологически представляет собой моральную саморегуляцию поведения» (С. 35).

Осуществление моральной саморегуляции предполагает понимание человеком ситуации морального выбора – осознание самой возможности поступить любым образом; знание моральных норм и принципов, позволяющих определить моральную ценность действий. Оценка своего поведения выражается в положительной оценке соблюдения и отрицательной – нарушение нормы – самооценке. Отрицательная самооценка может выступать и как особая внутренняя санкция, аналогично тому как отрицательная оценка другого является одной из форм внешней санкции.

Самооценка, по мнению С. Г. Якобсон, предполагает, что индивид одновременно выступает и как субъект, познающий и оценивающий себя, и как объект познания и оценки. Выделение себя как особого субъекта к самому себе, по определению У. Джеймса, А. А. Крылова является основной характеристикой важнейшего психического образования - самосознания. Самооценка является одной из форм его существования.

А. А. Крылов отмечает, что самооценка в значительной степени определеяет социальную адаптацию личности, являясь регулятором деятельности и поведения. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной мере влияет на формирование самооценки личности.

Самооценка выражает определенный уровень притязаний. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи снижают притязания, а успех повышает их. И. С. Кон подчеркивает важность момента сравнения: оценивая себя, индивид сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок много, но судить по ним, не зная системы его личных ценностей, невозможно.

В своем исследовании С. Г. Якобсон и Г. И. Морева делают важный вывод о том, что если оценка своего морального выбора влияет на моральное поведение, то важным фактором моральной саморегуляции является самосознание.

Регуляция морального поведения, по мнению ученых на основе отрицательной самооценки в связи с собственным нарушением норм возможна лишь в том случае, если последняя не сопровождает, а предворяет поступок. В противном случае она не регулирует поведение, а выражает лишь запоздалое раскаяние. Поэтому оцениваться должно не то, что собой представляет индивид, а то, каким он может стать, если нарушит норму.

Важным вопросом в проблеме самосознания является проблема расслоения целостного образа на Я-реальное и Я-потенциальное, т. е. каким индивид представляет себя на данный момент и каким он может стать. Я-потенциальное связано с регулятивной функцией отрицательной самооценки. По-мнению С. Г. Якобсон, отрицательная самооценка порождает негативный образ себя. Актуализация негативного потенциального образа Я может разрушить имеющийся у индивида позитивный образ Я при условии, что содержание потенциального и актуального образа противоречат друг другу.

Отрицательная самооценка по поводу возможного нарушения определенной нормы может определять моральное поведение в том случае, если в содержание Я-реального позитивного входит соблюдение данной нормы. Побудительной силой, удерживающей индивида от удовлетворения осуждаемых моралью интересов, становится личное стремление сохранить положительный образ себя.

Анализ исследований С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон, Л. М. Фридман и др. позволил сделать вывод о том, что самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств и имеет субъективный характер и выделить ряд факторов, влияющих на формирование самооценки :

- в формировании самооценки важным является представление человека о том, каким бы он хотел быть;

- человек склонен себя оценивать так, как, по его мнению, его оценивают другие;

- человек оценивает успешность своих действий и проявлений сквозь призму своей идентичности: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Публикации по теме:

«Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе» По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е. Е Кравцова.

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития самооценки у дошкольников
Опубликовано: 18 января 2015 в 19:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД