Татьяна Шверт
Теоретический семинар по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО»
Воспитатель: Т. В. Шверт
с. Волчиха 2016 г.
Слайд №1
Тема моей презентации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО».
Публикация «Теоретический семинар по теме „Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом.
Слайд №2
Цель создания развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Слайд №3
Наличие развивающей среды и ее оснащение регламентируется следующими нормативными документами, которые вы видите на данном слайде.
Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая ей соответствует. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В качестве таких зон могут быть:
Слайд №4
Уголок для ролевых игр.
Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
Слайд №5
Книжный уголок.
В удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые, так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.
Слайд №6
Зона для настольно – печатных игр
Слайд №7
Уголок природы (наблюдения за природой)
Слайд №8
Спортивный уголок. Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. В спортивном уголке могут быть: цветные флажки, платочки цветные, ленты разноцветные, кегли или булавы, кубики (деревянные или пластмассовые, мячи надувные, обручи, скакалки. При этом в групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек.
Слайд №9
Центр экспериментирования (Уголок науки)
Слайд №10
Уголок конструирования (конструкторы, блоки и т. п.)
Слайд №11
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Слайд №12
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Слайд №13
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности не выше уровня вытянутой руки ребенка.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд №14
Хочется отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна :
• Иметь привлекательный вид;
• Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• Снимать утомляемость;
• Положительно влиять на эмоциональное состояние;
• Помогать ребенку, индивидуально познавать окружающий мир;
• Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.