Традиционные и инновационные формы работы

Людмила Самородова
Традиционные и инновационные формы работы

Традиционные и инновационные формы работы

учителя-логопеда по связям с семьей.

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедический пункт.

Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», я строю своё общение с родителями, так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, что Тамбовская семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей;

Система взаимодействия родителей ребёнка дошкольного возраста с нарушениями речи представлена мной (в соавторстве) в методическом пособии «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи»

(г. Москва, «ТЦ Сфера», 2009г. ; тираж 6000экз., которое в 2009г. было лидером продаж по России, что свидетельствует о востребованности подготовленного и изданного нами материала.

В пособии рассматриваются вопросы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в целях преодоления у ребёнка нарушений речевого развития. Содержательные и организационные аспекты семейного воспитания детей с недостатками речи являются результатом практической деятельности ДОУ и включают: методы и приёмы изучения особенностей родителей таких детей, методические рекомендации родителям, традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьёй и другие практические материалы.

Пособие может использоваться в практической работе логопедами, воспитателями логопедических групп и другими специалистами, осуществляющими работу с родителями детей, имеющих нарушения речи. Родители, заинтересованные в эффективной коррекции речевых недостатков у детей, найдут в данном пособии алгоритм своего участия в совместной с педагогами ДОУ коррекционно-развивающей деятельности.

Мой ДЕВИЗ в работе с родителями:

МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ,

НО НЕ ВМЕСТО ВАС!

В условиях деятельности логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в МБДОУ №47 осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

-родительские собрания (изменилась модель его проведения с учётом современных требований);

-консультации: по организации работы логопункта, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей;

-родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих коррекционную работу;

-семинар - цикл заседаний по определенной проблеме, для повышения родительской компетенции, т. е. реализация теоретических моделей в процесс обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

-досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом;

-речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

-дни открытых дверей проводятся 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

-библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми;

В настоящее время используются новаторские, нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения родителей:

педагогические гостиные.

-совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проекта по теме "Умные пальчики", позволивший родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки из подручного материала. В подготовительной к школе группе важным оказалось поддержать интерес детей к изучению звуков. Дошкольники вместе с педагогами и родителями увлеченно включились в проект «Путешествие в Звукоград»;

-информационная книга "Играй, да дело знай" содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

-занятия – тренинги с целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп; формирование практических навыков эффективного родительства. На таких практикумах и тренингах, как «У логопеда язык показывать не запрещается», «Играем на кухне» и т. п., родители, становясь непосредственным участником игр, учатся играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях.

-видеотека. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда.

-Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) - как важной составляющей в профилактике и коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников. Внедряю разработанный комплекс в работе с детьми 5-6 лет, обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях.

– индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». КПД значительно повышается ещё и потому что родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

-индивидуальные встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности, обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

-дневники информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

-экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения.

-домашняя библиотечка авторских пособий. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.

-анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

-информационный стенд «Речевичок», который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «В кабинете логопеда» (периодически обновляются, как позаниматься дома по лексической теме и т. д.

-издательская деятельность (буклеты, газета «Речевичок», памятки). Рекомендую также организовать на логопункте специальную доску почета. На ней помещаются фото детей — выпускников логопункта. На доске можно сделать следующую надпись:

Уважаемые взрослые! Милые дети!

Взгляните на фотографии эти!

Ребята учились старательно

И теперь говорят замечательно!

Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Не скупитесь на похвалу. Обязательно благодарите родителей за внимательное отношение к заданиям логопеда. Вручайте особенно старательным родителям похвальные грамоты («Лучшему помощнику логопеда», «Старательному помощнику логопеда» и т. п.). Одним словом, фантазируйте!

Желаю всем педагогам побольше активных, заинтересованных в воспитании своих малышей родителей.

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что прочитав мои методические рекомендации, вы тоже захотите поделиться своими творческими разработками и эффективными методиками.

Буду очень признательна всем, кто выскажет своё мнение по поводу прочитанного, поделится собственным опытом работы в этом виде деятельности и выскажет соответствующие выбранной теме замечания и пожелания.

Учитель-логопед МБДОУ № 47г. Тамбова

Самородова Людмила Николаевна

Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Традиционные и инновационные формы работы
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 18:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благоустройство территории детского сада
Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются, учатся, гуляют...
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду»
План-конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Дети в детском саду» Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений детей....
Консультация для родителей «Поведение детей в период адаптации».
Ваш ребёнок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по - разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но...
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...