Труд как средство развития умственно отсталых детей

Елена Бурнашова
Труд как средство развития умственно отсталых детей

Бурнашова Е. В. воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» г. Тамбов.

ТРУД - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

Умственно отсталые дети резко отличаются от своих сверстников общим развитием, поведением, способностями, а иногда отстают и физически. Отставание развития ребёнка определяется не всегда с первых дней жизни. Чем младше ребёнок, чем сложнее картина общего состояния и развития, тем сложнее выделить признаки душевного заболевания. Чем младше ребёнок, тем меньше вероятность выявления у него признаков психической болезни. Для того чтобы своевременно выявить психические расстройства и проконсультировать ребёнка у врача, необходимо быть внимательным к изменениям его состояния, своевременно заметить нетипичные для него особенности поведения. К детям надо присматриваться, наблюдать их и решать вопрос об умственной отсталости осторожно, обязательно посоветовавшись со специалистами – врачами и педагогами.

Ребёнок растёт и отставание его умственных способностей становится заметнее. Он постепенно превращается во взрослого человека, и если ему своевременно не было уделено специального внимания, если не прививались кропотливо и настойчиво полезные навыки и понятия морали, то его будет трудно приобщить к общественно полезному труду и жизни в современном обществе.

Трудовая подготовка для умственных детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся детей.

В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Труд способствует как физическому, так и психическому развитию ребёнка. В процессе труда ребёнок обогащается различными понятиями, учится понимать свойства предметов, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого комплекса и овладевает умением их использовать.

В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания,.

Труд повышает общий тонус, воспитывает точность движений, которые становятся более целенаправленными и упорядоченными. +

Необходимо привлекать таких детей к работе по дому. Этот труд должен быть посилен и правильно организован. Надо также воспитывать у детей умение одеваться и раздеваться, класть вещи на место в определённом порядке; надо прививать им умение сидеть, вставать при разговоре со старшими, ловкость повседневных движений. Эти нормы поведения важны для всей жизни умственно отсталого ребёнка

При выработке у умственно отсталых детей навыков необходим наглядный показ и многократные повторения. При этом следует подчеркнуть, что любовь и жалость к больным детям должны служить источником большой терпеливости и настойчивости. Раздражительность и применение физического воздействия ещё больше обостряют болезненные особенности умственно отсталых детей.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость.

Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

Публикации по теме:

Коррекционно — развивающая среда для детей с УО (продолжение) Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми детского дома- интерната №2: 1. Развитие всех психических.

Презентация на тему «Игра и труд — рядом идут!» Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Труд как средство развития умственно отсталых детей
Опубликовано: 10 сентября 2013 в 21:45
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...