Получи документы

Трудовое воспитание мальчиков и девочек.

Любовь Сырина
Трудовое воспитание мальчиков и девочек.

«Как известно, все новое - это хорошо

забытое старое.»

Начиная работать в данном направлении, я предложила детям и родителям совершить небольшой экскурс в прошлое, который поможет узнать, как происходило трудовое воспитание на Руси.

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни.

Публикация «Трудовое воспитание мальчиков и девочек,» размещена в разделах

Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей.

Поскольку в народном понимании женщина – это прежде всего мать, хранительница очага, в ее обязанности входило вести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей.

Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная «мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, на мужских плечах была и самая тяжелая работа по дому и хозяйству.

В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье (в том числе и трудового).

Заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания трудом. От взрослых не раз, приходится слышать слова, обращенные к ребенку: «Опять загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. Можно представить, какую «радость» будет испытывать ребенок, выполняя все эти поручения, какое отношение к труду сформируется у него.

Советую родителям в «Клубе родителей будущих первоклассников» : процесс подготовки ребенка к гендерному воспитанию надо вести через привитие трудовых навыков естественно, без какого-либо насилия со стороны старших. Детей необходимо постепенно включать в трудовую деятельность семьи, с учетом гендерных особенностей возраста и возможностей каждого. Воспитывая ребенка в этом направление родители должны придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру.

Это значит, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такой деятельности.

Каждой трудности - по разу.

Для того, чтобы в процессе систематического обучения ребенка полоролевым навыкам не был для него скучным и монотонным занятием, надо давать девочкам и мальчикам возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делает сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяет выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель.

Для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у ребёнка определенную мотивацию, возбудить интерес к работе. Можно ненавязчиво включать девочек и мальчиков в процесс трудовой деятельности, обрисовав им конечный результат работы. Это не только приобщает их к совместной деятельности, но и формирует у детей сознание, что все можно получить своим трудом. Родители обязательно должны выполнять свои обещания, чтобы не утратить доверия своих детей и не сформировать у них представление о неблагодарном отношении к труду.

Возбуди интерес.

Не секрет, что освоение любого гендерного навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители должны внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием.

Не наказывай работой.

Строго придерживаться мнения: никогда нельзя наказывать работой. Ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

Правильно осуществляемое полоролевое воспитание, непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным фактором взросления. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, гендерные умения потребуются им в любой сфере деятельности.

Не владея гендерными навыками, дети никогда не достигнут результата. Сформированные умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

От меня, как от воспитателя, требуется четкое знание того, какими трудовыми навыками должны овладеть воспитанники моей группы. Это даёт мне возможность определить характер руководства

Полоролевые умения и навыки, которыми овладеют дети старшего дошкольного возраста, различны:

- девочки поддерживают и наводят порядок в групповой комнате: моют игрушки, растения, дежурят по столовой, включаются в дежурство в уголке природы, занимаются посадкой семян в цветнике.

В детском саду для девочек функционировал кружок «Волшебная ниточка», где девочки учились вышивать, пришивать пуговицы, т. е работать с иголкой и нитками. Этот кружок развивает у детей логическое мышление, творческое воображение, память, точность движений рук. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей и родителей.

Мальчики выходя на прогулку, помогают придерживать двери, т. к на дверях установлены доводчики пропуская при этом девочек, а так же помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Также мальчики помогают разложить комплекты чистого белья на кровати. Девочки же помогают застилать чистые простыни, надевают на подушки наволочки.

Для мальчиков в детском саду работал кружок «Юный шахматист». Ведь шахматы развивают логику, мышление, а также формируют волю к победе в напряженной спортивной борьбе. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, тренируют память, учатся самодисциплине.

По мере усвоения гендерных навыков девочки и мальчики приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, ловко, аккуратно.

В процессе совместной деятельности со взрослыми, работая на участке и в цветнике дети приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приемы ухода за растениями. Девочки помогают сажать семена цветов, а мальчики охотно поливают их.

Таким образом, в системе гендерного воспитания детей дошкольного возраста есть много общих методических приемов, общих требований, которые воспитателю следует соблюдать. Но в этой работе и много своеобразного, специфического, обусловленного особенностями личности дошкольников. Поэтому, используя общие требования, методы педагогического руководства, педагоги должны непременно заботиться о выборе таких приемов, которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования трудовых навыков у мальчиков и девочек.

Публикации по теме:

фроттажфроттаж Правильно говорят, что все новое - это забытое старое. Помню, как в детстве подкладывали под лист бумаги монеты, а затем заштриховывали.

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание мальчиков и девочек.
Опубликовано: 16 марта 2013 в 14:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД