Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Ананьева Светлана Викторовна
Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Одной из задач всестороннего развития любознательности является воспитание познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.

Работу над темой я начала осенью. В такое красивое время года невозможно было не говорить о природе, о жизни животных, птиц, насекомых.

Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Я стала очень вдумчиво готовиться к прогулкам, к наблюдениям.

Вначале я рассказала небольшие истории о мышонке Мыше, о том, что он слышал о чём говорят растения, животные, насекомые. Например, «Мышонок Мыша был очень непослушным мышонком, и вот он решил исправиться, и для начала сделать маме и сестрёнке Люси подарок. Он без разрешения пошёл в лес, нарвать букет цветов. Он бегал, прыгал, веселился, рвал, бросал и топтал цветы.» Или: «Вова с мамой пошли в лес собирать грибы. - Смотри, мама, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пускай она живёт у нас дома. Что ответила маме Вове? Вера и Люда сгребали листья и увидели на одном листе жучка-солнышко. Вера взяла его на ладонь, но жучок не шевелился. - Может быть он погиб от холода, -сказала Люда, - выбрось его. - Нет - ответила Вера,- он живой.

Вопрос: Что девочка объяснила подруге и что дети сделали с жучком?

Я рассказывала детям много таких рассказов-загадок с познавательным содержанием. На примере персонажей ребята научились правилам поведения в природе, развили свои познавательные интересы, обогатили свои знания об окружающем мире, а главное, сами пришли к выводу, что природа - живая! Потом, гуляя на участке, дети замечали что-то необычное, вели самостоятельную познавательную деятельности, задавали много интересных вопросов. Например:

- Куда летят птицы осенью и как они узнают дорогу?

- Как получается ветер?

- Почему бывает гроза?

- Почему идёт дождь?

- Почему идёт снег?

- Откуда берутся день и ночь?

- Почему опадают листья с деревьев?

- Что больше: солнце или звёзды?

Меня очень радуют детские вопросы, они свидетельствуют о наличии у ребёнка познавательного интересы: значит, информация, полученная на занятии или в другом виде деятельности не прошла даром.

Я всегда рассказываю всем детям о вопросе, услышанном мною, хвалю ребёнка, если знаю ответ - отвечаю на него сразу. А если не знаю, обещаю найти ответ на такой интересный и трудный вопрос. Таким образом, я преследую ещё одну цель: прививаю интерес к книге как к источнику знаний, источнику интересной информации. Я постоянно говорю ребятам, что прочитала интересное в книге, предлагаю им послушать, показываю иллюстрации. Ясно, что вопросы детей не могут возникать на пустом месте, они - следствие имеющихся у ребят знаний. И поэтому познавательные беседы с воспитанниками планируются различного содержания. Например:

- Отчего крапива жжётся?

- Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?

- Почему лист зелёный?

- Можно ли просверлить землю насквозь?

- Что такое подземные богатства?

Важно не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к ним самим. Вопрос, поставленный ребёнку, активизирует его мысль, побуждает к сравнению, вызывает припоминание недавнего прошлого, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательный интерес, рождает потребность в новых знаниях.

Кроме вопросов, побуждающих детей активизировать свои умственные способности, я использую познавательные рассказы. Они являются для ребят одной из ведущих форм познания новой информации. Познавательные рассказы могут быть в форме сказки (дети очень любят это слово, приключений, юмористических историй. Во всех рассказах и историях, рассказанных мною, действуют привлекательные герои, у которых возникает к чему-то познавательный интерес, встают проблемы. И дети стараются помочь очередному герою. Главное - это вызвать у ребят симпатию к герою. В этом случае дети заинтересованно будут воспринимать всё, что связано с ним.

Нужно видеть глаза мальчишек и девчонок, когда они слушают познавательные рассказы, где действует симпатичный им персонаж. В детских глазах можно увидеть удивление, радость, испуг, переживание и даже слёзы. Порой кажется, что ребёнок, поддавшись эмоциям, не уловил главное содержание, но нет. При обсуждении проблемы, которую необходимо решить, чтобы помочь своему герою, обнаруживаешь, что дети всё запомнили до мелочей.

Часто ребята просят рассказать повторно, вне занятия, историю, услышанную на занятии. Начинаю рассказывать, если мною допускается неточность в пересказе, то дети сразу меня поправляют. Я удивляюсь, какова детская память и, естественно, это продиктовано познавательным интересом наших воспитанников.

Если информация будет подаваться в сухом, энциклопедическим виде, то она не вызовет интереса у ребёнка и не запомнится ему.

Большое значение в развитии познавательных интересов имеют рассказы-загадки. Они небольшие по содержанию, но обязательно заключают в себе проблемный вопрос. Хочу привести пример одного такого рассказа.

«Жили-были корова-мама и меленький телёночек. Пошли они пастись на луг. А телёночек отошёл от мамы и заблудился. Ходил он по лесу, звал маму, но не нашёл. Стало темнеть. Расплакался телёночек, стало ему страшно. Но лесной гномик, услышал плач, позвал телёночка к себе жить. Стали к гномику приходить три мальчика. Они полюбили телёночка и стали просить: «Отдай нам телёночка». «Хорошо. Расскажите мне, как вы будете о нём заботиться

Коля сказал: «Я куплю телёночку золотой звоночек, и мы с ним будем бегать, играть, я буду его любить».

Ваня сказал: «Я куплю телёночку целый пакет конфет и маленькое седло. И он будет меня катать. Я буду его любить».

Серёжа сказал: «Я построю для него сарай, заготовлю сена, буду его кормить, поить и любить».

Вопрос: «Кому отдаст телёночка гномик?».

Дети сразу сказали, что Серёже. Здесь сразу можно было увидеть, что знания у ребят по теме «Домашние животные» есть, плюс они могут мыслить логически.

Чтобы развить у детей познавательный интерес, я знакомила их с разной информацией. Она коротка по содержанию, но интересна. Ребята много запоминают, рассказывают родителям.

Хочу отдельно рассказать о значении опытов в развитии познавательных интересов. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. При проведении опыта, я всегда вовлекала ребят в различную поисковую деятельность и экспериментирование.

- Какие семена дадут всходы быстрей: пророщенные или нет.

- Какие из срезанных веток распустятся быстрее: поставленные в холодное или теплое место?

- Какая из луковиц прорастёт быстрее: поставленная в теплое место, холодное, темное?

- Как вы думаете: пропускает воду глина, песок?

- Как сделать цветные льдинки?

- Где воды быстрее замерзнет: в большой чашке или в маленькой?

- Что произойдет с молоком, если мы поставим его в морозильную камеру, к батарее?

- Тонет дерево в воде или нет?

- Что происходит с водой, если её нагреть?

- Что произойдет с паром, если он остынет?

- Как пользоваться солнечными часами?

- Что происходит со льдом, если его нагреть?

Все эти проблемы, поставленные перед воспитанниками, они решали самостоятельно, путем проб и ошибок.

Мы с детьми много экспериментировали. Когда мы с помощью экспериментов определяли свойства снега, я спросила:

- А почему снег сравнивают с одеялом?

- Потому что он накрывает землю.

- Но одеяло должно удерживать тепло.

- А снег морозит землю?

И я поняла, что дети не знают защитных свойств снега. Решила организовать опыт по определению защитных свойств снега. Ребята были поражены результатом опыта. Никто из детей не мог предположить, что холодный снег может что-что согреть.

Опыты - это самое любимое занятие наших воспитанников. В это время дети раскрепощаются, выражают своё удивление, восторг, проявляют эмоциональность, самостоятельность, сообразительность, появляется уверенность в себе. Ребёнок испытывает радость от участия в совместных действиях со сверстниками, стремится получить хороший результат.

Работая над развитием познавательных интересов нельзя не сказать о формировании гуманного отношения к природе. Все познавательные рассказы, рассказы-загадки, проблемные вопросы носят ещё и воспитательные задачи. Ребята поняли главное - что природа живая, что к ней нужно относиться как к живому существу, не обижать. Дети сразу реагируют, если кто-то хочет совершить или совершает что-то нехорошее. Они стали более отзывчивыми и чуткими, стали понимать взаимосвязь природы и человека, научились замечать красоту природы.

В планах на будущее хочу расширить работу по знакомству детей с краем, где мы живём. За время работы над темой мною были сделаны игры и пособия: «Ну-ка, грибок, ступай в кузовок», «Растения, которые нас лечат», «Травушка-муравушка», «Я и моя собака», «Во саду ли в огороде.», альбом «Времена года», игра «Разложи и расскажи» и другое.

В заключении хочу сказать, что в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать отношение к книге как к источнику знаний. Для этого необходимо иметь дома и в группе книги с познавательным содержанием.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для младшей группыДидактическая игра для младшей группы Дидактическая игра "Собери ёлочку" В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения.

Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 26 октября 2013 в 01:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе кров делили: Кошка, внучка,...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....