Получи документы

Творческий отчет на тему: «Развитие творческого саморазвития детей посредством знакомства их с миром театра»

Виктория Александровна Полина
Творческий отчет на тему: «Развитие творческого саморазвития детей посредством знакомства их с миром театра»

«Если ребенок не переживает борьбу добра и зла,

если вместо радостных огоньков восхищения

у него в глазах пренебрежение – это значит,

что-то в детской душе надломлено,

и много сил надо приложить,

чтобы выпрямить детскую душу».

В. А. Сухомлинский.

Детство современных детей не назовешь безоблачным. Часто роди-тели, занятые добыванием хлеба насущного, не могут дать им достаточ-но внимания и тепла. В результате чего, с моей точки зрения, ребятиш-ки все реже удивляются и восхищаются, а их интересы сужаются до компьютеров, игровых приставок, игрушек – монстров. Но ведь у каж-дого ребенка должно быть детство – время, наполненное яркими впе-чатлениями, весельем, радостью познания нового.

Публикация «Творческий отчет на тему: „Развитие творческого саморазвития детей посредством знакомства их с миром театра“» размещена в разделах

В решении этих задач особая роль принадлежит театру. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники получают возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла.

В настоящее время накоплен большой теоретический и практиче-ский опыт организации театрально-игровой деятельности в детском са-ду. Психолого-педагогическая и методическая литература включает в себя вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности. Они широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов Н. Карпинской, Л. Фурминой, Л. Бокаревой, И. Реутской, Т. Шишовой.

Я решила углубить работу по разделу «театрализованная деятель-ность», т. к. она таит в себе огромные возможности коррекции личност-ного развития для предупреждения и преодоления у ребенка неуверен-ности в себе и в своих возможностях, тревожности, страхов.

Театральное творчество является коллективным творчеством, оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммутативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти. Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации, к экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

В работе над театрализованной деятельностью, я выделила сле-дующие задачи:

* создать условия для развития творческой активности детей в теат-рализованной деятельности;

* приобщить детей к театральной культуре;

* обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;

* создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Цель занятий – всесторонние развитие личности ребенка.

Основные направления – развитие певческих, двигательных навы-ков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и на-выков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ре-бенка. Театрализация включает в себя все виды музыкальной деятель-ности детей : песенной, танцевальной, игровой, импровизация на дет-ских музыкальных инструментах, драматизацию.

Для организации работы по театрализованной деятельности я вы-брала парциальную программу Т. Н. Дорониной «Из детства – в отроче-ство».

Наиболее приемлемой формой организации театрализованной дея-тельности считаю занятия, обучение на которых носит воспитывающий и развивающий характер. Я составила круговую схему типов занятий по театрализованной деятельности.

В своей работе я использую все типы занятий. Типовое позволяет развивать элементарные знания детей о театральном искусстве, проиг-рывание этюдов, выполнение ритмопластических упражнений под му-зыку, артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. На до-минантных занятиях, где доминирует один из видов музыкальной дея-тельности, я намеренно нацеливаю детей на творчество. На доминант-ных по пению – песенное творчество, по музыкально-ритмическим движениям – на танцевальное и игровое. И, конечно, на всех занятиях присутствует импровизация на детских музыкальных инструментах. Она дает детям представления и способы звукоизвлечения. Я нередко предлагаю импровизировать простые мелодии индивидуально и в ан-самбле, что совершенствует умение воспроизводить различные ритмы.

В тематические занятия по театрализованной деятельности я вклю-чаю все виды музыкальной деятельности и объединяю одной темой. Та-кие занятия как комплексные, тематические и интегрированные, я про-вожу один раз в квартал. Они проходят в тесном сотрудничестве с вос-питателем и специалистами ДОУ.

На классических занятиях музыкальной деятельностью театральное творчество носит фрагментарный характер. Например, выполняя арти-куляционное упражнение «конфета», предлагаю детям показать вкус конфеты при помощи мимики лица, или, поговорив о любимом, знако-мом произведении, превратиться в задуманных детьми персонажей и передать настроение и содержание музыки в движении, используя ми-мику, жесты.

Игра-драматизация наиболее любимый вид деятельности детей. Она готовит детей к разыгрыванию спектаклей, развивает память и фантазию, выразительность жестов, эмоций для передачи характерных особенностей персонажей.

В содержание игр-драматизаций входит тот образ, то настроение, которое необходимо будет передать в спектакле. Специально подобран-ные игры-драматизации помогают мне развивать память и фантазию детей, закреплять выразительность жестов, эмоций.

Театрализованные занятия отличаются так же и пол количеству де-тей. Наиболее удобными считаю фронтальные, подгрупповые и инди-видуальные.

Я разработала перспективный план по театрализованной деятельности, в содержание которого включила перечень задач, носящих развивающий, обучающий и воспитывающий характер, используемый репертуар: игры, задания, упражнения, этюды; оборудование, праздники и развлечения.

Особое место в своей работе я отвожу выбору репертуара. неожи-данность, сюрпризность делают занятия интересными, не похожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и само-стоятельно выходить из них. Учат общаться, сопереживать, сочувство-вать. Они развивают и активизируют детей.

На занятиях использую упражнения:

для развития внимания («Поймай хлопок», «Повтори не оши-бись», «Четыре стихии» и т. п.,

на развитие памяти («Повтори ритм», «Запомни движение», «В магазине зеркал»,

этюды на расслабление мышц («штанга», «сосулька», «взрыв», «насос и мяч», а так же различные этюды на выразительность жеста.

Дети на занятиях театрализованной деятельности тренируют мими-ку, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, вооб-ражение.

Большое место на занятиях я отвожу упражнениям на общение и веление диалога, что направлено на развитие коммуникативных способностей. В этом очень помогают основы кукловождения.

Из этих этюдов и упражнений складывается в дальнейшем тот об-раз, который будет обыгран в театре6серьезная лягушка, сердитый волк, задумчивая березка и т. д.

К сожалению, как специалист по музыкальному воспитанию, я ог-раничена во времени, поэтому и возникла необходимость организации кружка «Балаганчик». Он проводится в форме репетиционного занятия один раз в неделю во второй половине дня. Работа кружка включает в себя все виды театрализованной деятельности и строится по единой схеме:

введение в тему, создание эмоционального настроения;

воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театра-лизованной деятельности.

Особую значимость для меня представляет возможность участия каждого ребенка какой-либо роли, возможность наиболее полного рас-крытия его потенциала. Для решения этой проблемы я использую сле-дующие приемы:

выбор детьми роли по желанию

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (с изображением персонажа);

проигрывание ролей в парах.

При этом нередко возникает проблема нехватки ролей на всех де-тей. Деление группы на подгруппы по 10-12 детей, позволяет решить эту проблему. С этой же целью использую прием обыгрывания массо-вых сцен, без текста под музыку. Дети при помощи ритмопластики пе-редают картинки явлений природы (деревья, насекомых, птиц, персо-нажей магазина (медведи, лошадки, мячи) и т. д.

Зачастую многие педагоги сталкиваются с другой проблемой - ис-полнение ролей отрицательных персонажей. Индивидуальный подход и наблюдение за конкретными детьми позволяет легко справиться и с этой задачей. Мои воспитанники знают, что отрицательную роль сыг-рать намного сложней и интересней, поэтому изъявляют желание участвовать и в положительных и в отрицательных ролях в равной мере.

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоцио-нально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требу-ет непосредственного участия воспитателей и родителей.

С каждым воспитателем веду предварительную работу, которая фиксируется в журнале по преемственности, консультирую перед заня-тиями по проведению этюдов и игр-драматизаций.

Работа с педагогами ДОУ позволяет увеличить пространство воз-действия театральных игр на других занятиях. Взаимодействие всех специалистов – процесс необходимый и целесообразный. Изменяя тра-диционные подходы к организации театрализованной деятельности, я оказываю помощь, привлекая всех педагогов к активному участию в ра-боте над театрализованными играми, этюдами, упражнениями. напри-мер, любая игра-драматизация, любой этюд может быть использован на речевых занятиях, ритмопластический этюд на занятиях по изодеятель-ности, физкультурном занятии.

Такой подход помогает в решении задач, направленных на форми-рования в детях творческого начала.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и по-требностей детей, для активизации творческого процесса, я продумала оформление предметно-пространственной среды, которая обеспечивает свободу выбора каждого ребенка.

В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра : настольный театр, конусный настольный, нагрудный, пальчико-вый, плоскостной, перчаточно-варежковый, кукольный театр би-ба-бо, театр из воздушных шаров (делается непосредственно перед занятием, поющие игрушки (кистевые, теневой театр, шапочки для драматизаций.

Я периодически пополняю театр новыми игрушками. Многие иг-рушки дети изготавливают на занятиях по изодеятельности.

В группах оформлены уголки, где в зоне самостоятельной деятель-ности размещено оборудование и материал, отвечающий потребностям и интересам детей в творческой деятельности.

Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятель-ности уделяю взаимодействию с семьей. Необходимо, чтобы и в семье интерес ребенка к театрализованной деятельности не исчез. Активиза-ция интересов ребенка способствует присутствию их родителей на дет-ских спектаклях. Обсуждение с ребенком и его мамой роли, которую ему предстоит сыграть в спектакле делают всех равноправными участ-никами. Я привлекаю родителей к активному участию в вечерах с раз-личной тематикой. В качестве исполнителей ролей родители смогли выступить на дне открытых дверей, посвященному правилам дорожного движения «За безопасность всей семьи».

Дети второй младшей группы с восторгом наблюдали за событиями на ширме, но какова была их радость, когда на поклон с куклами вышли мамы. В старшей группе дети и родители были равноправными участниками действа. Они обыгрывали сценки по ролям, участвовали в играх-драматизациях, этюдах.

Я активно сотрудничаю с родителями в изготовлении декораций, костюмов, инструментов, игрушек. Мною оформлен уголок «Домисолька», в котором я размещаю различную информацию – рекомендации для родителей. Она носит как музыкальную, так и театрально-творческую тематику. Анкетирование родителей позволяет выявить отношение к творческой жизни ребенка в семье, определять пути совершенствования навыков, узнать их оценку роли ребенка в спектакле. Тем самым я хочу отметить, что только в тесном сотрудничестве с родителями можно достичь желаемого результата. Проведенная мною работа подтвердила целесообразность выбранного направления. Результаты диагностики театрализованной деятельности показали, что на констатирующем этапе уровень усваеваемости критериев всей группы 1,4; на формирующем 1,7; на контрольном 2,2%.

В начале года на констатирующем этапе выявлено 74 % детей низкого уровня, 25% детей среднего уровня. На контрольном этапе 32% детей низкого уровня, 45% детей среднего уровня, 23% детей высокого уровня.

Дети освоили невербальные средства общения, они владеют огромным запасом выразительных средств, мимикой и жестов, активно применяют при исполнительстве песен и танцев.

Свободно передают разное эмоциональное состояние в музыке при помощи выразительных движений. Принимают активное участие в играх-драматизациях, импровизируют, сочиняя мелодии и собственный текст, на музыкальных инструментах.

Воспитанники стали более уверенными в себе, они научились выражать свои чувства и понимать чувства других. Научились преодолевать робость и сопереживать. У детей присутствует устойчивый интерес к театру и ко всем видам исполнительства. Дети из пассивных зрителей перевоплощались в активных участников любого праздника. Каждый праздник отмечается яркостью и зрелищностью. В перспективный план я включила все виды развлечений и праздников. При этом помню, что необходимо исключить присутствие при подготовке муштры. Любая роль ребенка желаема, а атмосфера радостна и разнообразна. Все, что задумано в празднике, обращено к ребенку. Наше учреждение может похвастаться обилием праздников с разнообразной тематикой, где определяются традиции семьи. На тематическом родительском собрании «Каждый ребенок имеет право», дети и родители импровизировали, ласково пропевая свои имена. Фольклорно-обрядовые праздники организую в различных вариантах проведения. Праздники «Святки» и «Масленица» стали традиционными. Ребята каждый раз испытывают неподдельный восторг, принимая участие в неожиданных играх. Ежегодно совершаем экскурсии с мини-концертами в центр села, исполняем потешки, обрядовые песни, обыгрываем сценки, за что маленьких исполнителей угощают сладостями. На сезонных праздниках «Праздник Осени», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» дети проявляют себя в различных ролях не только на своих утренниках, но и на утренниках других групп.

На Новогоднем утреннике младшей группы, дети старшей группы сыграли роли Снегурочки, петушков, лисички, снежного колобка. Сюжетная линия праздника активизирует всех детей, повышает их интерес и способствует созданию особой эмоциональной атмосферы. Участие детей в праздниках на ровне со взрослыми делает их равноправными партнерами. Так, например, на празднике, посвященному дню смеха, ребята самостоятельно придумали веселые костюмы и грим для образов клоунов, а мы, взрослые, лишь направляли детей к творчеству. Дети выдумывали смешные стихи, песенки, пляски. Выбирали инструменты из обычных бытовых предметов (железные ложки, крышки, бумага, орехи) и импровизировали под веселую музыку. Это вызывало бурю положительных эмоций, как у детей, так и у взрослых.

Отрадно, что увидев наших воспитанников в ролях, нас нередко приглашают на различные мероприятия в школу. Выступление детей на школьном празднике последнего звонка, их артистичность и раскованность, запомнилось многим.

Маленькие артисты нередкие гости и на праздниках села, и праздниках, посвященных Великой Отечественной Войне. Активное участие ребятишек на больших и маленьких сценах стало привычным, они не чувствуют ни скованности, ни страха, и испытывают лишь гордость за свои достижения.

Ребята и взрослые горды результатами: II место в конкурсе «В гостях у сказки». Юная воспитанница нашего детского сада покорила жюри игрой «на публику» и самостоятельностью образа и вошла в финал конкурса «Мисс Золушка 2010». А каждый праздник, досуг, развлечение – это настоящее зрелище, посмотрев которое, хотеться увидеть вновь. Вышедшие из детского сада дети, в прошлом мои воспитанники, продолжают посещать драматические кружки в домах творчества и в сельском Доме культуры. Не редко посещают со спектаклями и наш детский сад.

В течении трех лет работы над данной темой, я пришла к выводу, что необходимо продолжить начатую работу над развитием театрализованной деятельности. Ведь впереди много неизведанного и интересного.

Я хочу, чтобы слово «театр» осталось в памяти детей, как великое таинство и великий костер эмоций. Пусть первые представления детей будут самыми простыми, но они откроют дверь в мир волшебства.

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Отчет по плану самообразования за 2016 год. .

Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра». Актуальность и перспективность.

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития.

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ» С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.

Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет) Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и.

Развитие речи детей посредством знакомства с народным творчеством слайд В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область "Речевое.

Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос. Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос Введение История парикмахерского искусства насчитывает.

Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчестваРазвитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества Уильям блейк:В одном мгновеньи видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.

Творческий отчет. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте Физическое воспитание предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей. своевременное формирование у них двигательных умений и навыков,.

Творческий отчет по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов и ЭМП посредством использования палочек Кюизенера» Здравствуйте друзья мои! Я мадам Сенсорика! Была я с вами целый год, Помогала развивать моторику И цвет, и форму и наоборот! Была на каждой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет на тему: «Развитие творческого саморазвития детей посредством знакомства их с миром театра»
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 22:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД