Лучший педагог года

Творческий проект «Составление синквейна в работе с детьми 6–7 лет»

Наталья Заборовская
Творческий проект «Составление синквейна в работе с детьми 6–7 лет»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 30 г. Бузулук»

Творческий проект

«Составление синквейна

в работе с детьми 6–7 лет»

Подготовила:

Воспитатель Заборовская Н. Н

г Бузулук 2018г

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

В. Шаталов

Актуальность

Публикация «Творческий проект „Составление синквейна в работе с детьми 6–7 лет“» размещена в разделах

По результатам мониторинга, по наблюдениям в ходе проведения занятий выявилось, что речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется лаконичностью, является сухой, односложной, лишенной образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Поэтому была поставлена задача развивать речь детей. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено в содержание занятий внести инновационный прием - составление синквейна. Преимущество синквейна в том, что его можно включать в содержание работы, не нарушая при этом основной структуры занятия.

Гипотеза:

Если научить детей составлению синквейна и регулярно использовать этот прием, то речь детей станет более богатой, содержательной, насыщенной, образной и яркой, обогатится словарный запас.

Цель проекта :

Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

Задачи проекта :

• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.

• Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

• Обогащать словарный запас слов.

• Учить выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

• Развивать умение анализировать.

Тип проекта по времени : долгосрочный (6 месяцев)

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Методы и формы:

1. Дидактические игры и упражнения:

2. Использование готовых наглядных графических моделей («Елочка», «Девочка и лесенка», «Пирамида»).

3. Рисование детьми графических моделей синквейна.

4. Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов».

5. Составление синквейнов по группам на заданную тему.

6. Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье.

7. Памятки для родителей по составлению синквейна.

8. Переходящая почетная медаль и корона «Король (королева) синквейна».

9. Использование ИКТ технологии.

10. Изготовление папки-передвижки для родителей «Синквейн-что это такое».

11. Изготовление лэпбука «Как составить синквейн».

12. Рисование иллюстраций к синквейнам.

Ожидаемые результаты

Дети научатся самостоятельно составлять синквейны и выразительно рассказывать их. Обогатится словарный запас, дети научатся анализировать, выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Дата Работа с детьми Моя работа / Работа с родителями Результат

Сентябрь 2018г.

1. Мониторинг уровня развития речи детей. 1. Изучение и анализ методической литературы. Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта.

Разработка памятки для родителей. Подбор диагностического материала.

2. Подготовка диагностического материала.

3. Подготовка дидактических материалов.

2 этап. Основной.

Декабрь 2018г. –

март 2019г.

1. Дидактические игры и упражнения:

- «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)»,

- «Подбери слово» (синоним,

- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия,

- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета,

- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета,

- «Закончи предложение»,

- «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать,

- «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна,

- «Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна,

- «Определи тему готового синквейна». 1. Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье посредством лэпбука. Обучение детей составлению синквейна и умению выразительно рассказывать.

Знакомство родителей с синквейном.

Составление картотеки дидактических игр и упражнений.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Составление банка методов и приемов стимулирования мыслительной деятельности детей.

2. Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов». 2. Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое»

3. КВН -Составление синквейнов по группам на заданную тему. 3. Составление памятки для родителей по составлению синквейна.

4. Рисование детьми графических моделей синквейна. 4. Работа с лэпбуком дома.

5. Мини-концерт перед группой

6. Рисование иллюстраций к синквейнам.

3 этап. Заключительный

Апрель 2019г.

1. Проведение итогового мониторинга 1. Обработка и анализ результатов мониторинга Подведение итогов.

Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.

2. Творческий вечер с родителями. 2. Составление сборника синквейнов.

Мониторинг. Обследование речи по Стребелевой (Ушаковой, Струниной).

Старший возраст(6-7 л.)

Методика № 1 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 2 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».

Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Задание 3 Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О. С., Струниной Е. М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Методическое обеспечение

1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1985.

5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968.

6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 201

Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово» :

«слова-предметы»

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

7. коррекция и совершенствование готового синквейна;

8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Правила составления синквейна :

• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.

1. «Подбери слово» (подбор синонимов).

Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».

Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

2. «Узнай предмет по описанию»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? Дети отгадывают : Береза.

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

3. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.

Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова? Курица и т. д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т. д.)

Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т. д.

4. «Придумай загадку»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.

5. «Магазин»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия с предметом).

6. «Слова – друзья»

Цель: упражнять в подборе слов – синонимов

Ход игры: Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

7. Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: развивать образное мышление.

Ход игры: взрослый предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на

8. Игровое упражнение «Новые слова»

Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.

Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;

У мальчика длинные ноги - длинноногий

9. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)

Цель: активизировать словарный запас.

Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические, бумажные, пластмассовые и т. д. предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Публикации по теме:

Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе Содержание деятельности. Цель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн». Задачи: Обучающие: - познакомить детей с технологией.

Составление синквейна-загадки «Моё любимое животное»» в старшей группе Содержание деятельности. Цель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн». Задачи: Обучающие: - закрепить умение детей работать.

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Осень»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Осень» .

Камнетерапия в работе с детьми 5–7 лет Слайд 1 Камнетерапия в работе с детьми 5-7 лет Педагог-психолог «МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 36» г. Саратова Борисова Т. В.

Консультация «Использование пальчиковых игр в работе с детьми 3–4 лет» Консультация «Использование пальчиковых игр в работе с детьми 3-4 лет» Музыка - это материя эмоций. Мэттью Беллами Пальчиковые игры.

Познавательно-творческий проект с детьми 6–7 лет «Праздник со слезами на глазах» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №935» Познавательно-творческий проект с детьми 6-7 лет:.

Творческий проект «Давайте поговорим о маме» для детей от 3 до 4 летТворческий проект «Давайте поговорим о маме» для детей от 3 до 4 лет Название проекта: «Давайте поговорим о маме» Тип проекта: краткосрочный, групповой. Участники проекта: воспитатели группы, дети и их родители. Цель.

Творческий проект «Новый год у ворот» для детей 4–6 лет Управление образования Администрации Юргинского района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Проскоковский детский сад «.

Творческий проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет Тема: «Разноцветная неделя» Цель: закрепление всех цветов и развитие умения находить предметы заданного цвета вокруг себя. Задачи: -для.

Творческий проект в старшей группе 5–6 лет «Наши добрые сказки» Творческий проект в старшей группе «Наши добрые сказки!» «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Составление синквейна в работе с детьми 6–7 лет»
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 19:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД