Майя Сивенцева
Творческий проект «В мире волшебных красок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Творческий проект
«В мире волшебных красок».
Нижний Тагил 2016
1. Информационная карта проекта
Название проекта «В мире волшебных красок»
Масштаб проекта учрежденческий, городской
Разработчики Сивенцева М. И.
Руководитель проекта Новикова С. В.
Публикация «Творческий проект „В мире волшебных красок“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Основание разработки проекта Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей, НОИ «Наша новая школа», Устав образовательного учреждения, Программа развития ГДДЮТ.
Участники проекта Обучающиеся (дети дошкольного возраста студии развития «Теремок», родители воспитанников, педагоги
Социальные партнеры Родители, педагоги
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный – сентябрь-октябрь, 2016
Организационно-содержательный – октябрь 2016, апрель 2017
Контрольно-аналитический (итоговый) – апрель-май 2017 г.
Структура проекта Обоснование (актуальность). Цель и задачи. Содержание.
Предполагаемые результаты - развитие у детей навыков творческой и исследовательской деятельности при рисовании нетрадиционными техниками
- овладение разнообразными способами практических действий;
- развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- формирование пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- развитие внимания и усидчивости;
- формирование изобразительных навыков и умений;
- развитие наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
Управление проектом Корректировка проекта осуществляется методическим советом ГДДЮТ. Управление реализацией проекта осуществляется заместителем директора по методической работе.
2. Обоснование (актуальность). Постановка проблемы.
Цель и задачи.
В истории педагогической практики проблема творчества детей всегда была актуальной.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свое Я.
По мнению Л. С. Выготского, ведущим свойством творческих спо-собностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста очевидно, что некоторые дети боятся рисовать кистью. Им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает в субъект собственной деятельности.
Проблема
Предлагаемый проект направлен на решения следующих проблем:
• повышение уровня мотивации к активизации познавательной деятельности детей;
• формирование знаний, умений и навыков у детей в области изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Цель проекта:
Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа,
развитие художественных (творческих)способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучение нормативных, методических и технологических материалов и литературы по проблеме проекта.
• Развитие творческих способностей, самостоятельности.
• Поддерживание устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
• Расширение представлений детей о нетрадиционных способах изображения, возможностях изобразительных материалов.
• Формирование наблюдательности и внимания при рисовании нетрадиционными методами.
• Обучение детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
• Привитие интереса к нетрадиционному рисованию.
3. Содержание проекта
Проект «В мире волшебных красок» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является одним из основных видов деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое настроение, впечатление об окружающем его мире. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает творческие способности ребенка. Использование нетрадиционных техник при выполнении изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования можно на занятиях по изобразительной деятельности в студии предшкольного образования «Теремок». Рисование нетрадиционными техниками позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и будет способствовать развитию творческого воображения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний художественного восприятия, так как оно связано с самостоятельной, творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных техник на занятиях позволят разнообразить способности ребенка в рисовании, побудят к исследованию изобразительных возможностей материалов, и повысят интерес к изобразительной деятельности. Применение нетрадиционных техник рисования создаст на занятиях атмосферу непринужденности, раскованности, будут способствовать самостоятельности детей, позволят ребенку отойти от предметного изображения, вселят у ребёнка уверенность в свои силы, создадут положительное отношение к деятельности. Когда ребенок овладеет разными способами изображения предмета, он получит возможность выбора, что разовьет творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования будет способствовать развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку представится возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Рисование нетрадиционными техниками основано на фантазии и интересно тем, что рисунки получаются разными у всех детей. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Главным является не конечный продукт, а развитие личности - уверенности в себе, в своих способностях.
4. План реализации проекта
Этапы реализации Содержание деятельности Сроки Ответственные
Подготовительный Изучение нормативных документов Сивенцева. М. И.
Изучение и анализ научно-исследовательской Новикова С. В.
, методической литературы, интернет по данной проблеме;
Подбор программно-методического обеспечения
по данной проблеме;
наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Выбор темы проекта, обсуждение с руководителями и родителями Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.
Составление плана и схемы реализации проекта
Разработка содержания проекта
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта
Подготовительный сентябрь-октябрь 2016
Организационно-содержательный Презентация проекта для родителей и обучающихся.
-Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Подбор материала для поделок на выставку.
- Разработка эскизов к выставочным работам. Октябрь 2016
Март 2017 Сивенцева М. И.
Контрольно-аналитический (итоговый)
-Организация выставки для детей и родителей дворца
-Анализ результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
-Определение путей дальнейшего развития проекта.
Апрель - май - 2017 г. Сивенцева М. И.
Планируемые результаты реализации проекта:
• Сформированы первоначальные представления о нетрадиционных техниках рисования.
• Дальнейшее применение изученных техник детьми младшего дошкольного возраста в собственных работах.
• Организация выставки детских работ.
• Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней.
• Размещение результатов реализации проекта на официальном сайте учреждения.
Список литературы.
1. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
4. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
6. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
7. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
8. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.