У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе

Татьяна Косенко
У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Обобщить знания детей о народных росписях : хохломской, городецкой, гжельской. Познакомить с жостовской росписью. Учить детей находить отличия росписей. Развивать чувство эстетического восприятия, художественной гармонии, умение объективно оценивать свои работы и работы других детей. Развивать диалоговую речь детей, умение выстраивать диалог со сверстниками, эмоциональную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Выставка детских работ ; предметы быта, расписанные хохломской, городецкой, гжельской и жостовской росписью.

У мастеров : кисти, гуашь,акварель, бумажные заготовки (у мастера из хохломы – ложка, у городецкого мастера – доска, у гжельского – кружка)

Для музыкантов: деревянные ложки, колокольчик.

Дипломы для детей, чьи работы признаны лучшими.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Проведение цикла занятий по народным росписям. Разучивание песни «калинка» и хороводов «калинка» и «во саду ли в огороде», игры на народных инструментах мелодии «калинка».

Ход ЗАНЯТИЯ

В.: Ребята, мы с вами познакомились со многими росписями. Все они зародились у нас, в России. Сегодня к нам в гости приехали мастера из разных уголков нашей страны. Они приехали для того, чтобы посмотреть, чему вы научились и что знаем о народных росписях. Мастера нам будут загадывать загадки, задавать вопросы, а мы должны постараться с вами ответить на них. Иастера превратили наш музыкальный зал в выставочный. Они ждут нас там. И мы с вами сейчас отправимся навыставку.

(Под русскую народную мелодию «Во поле берёзка стояла…» дети,взявшись за руки, «цепочкой» за воспитателем заходят в зал. Мастера сидят за столами, расписывают бумажные заготовки)

В.: Здравствуйте, уважаемые мастера! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Какую великолепную выставку вы приготовили для нас! А какие росписи вы представляете?

Мастер хохломы : Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

В.: Ребята, про какую роспись мастер загадал вам загадку?

Д.: Хохломская роспись.

Мастер городца : Из липы доски сделаны

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Д.: Городецкая роспись.

Мастер гжели : Снежно-белая посуда,

Раскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла.

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Д.: Гжельская роспись.

(Мастер гжели приглашает к своей выставке, другие мастера идут со всеми детьми и тоже отвечают на вопросы. Дети вместе с воспитателем рассматривают стенд.)

В.: А сейчас, ребята, мастер хочет нас о чём-то спросить.

М. Гжели: Где зародилась гжель?

Д.: Гжель зародилась под москвой.

М.: Какие названия есть у этой росписи?

Д.: Холодная, северная, зимняя.

М.: Почему её так называют?

Д.: Гжель имеет такие названия потому, что в этой росписи используются только холодные цвета.

М.: А какие это цвета?

Д.: Синий и все его оттенки.

М.: А как вы получаете оттенки?

Д.: Голубые – путём смешивания синей и белой красок, а тёмно-синие – путём путём смешивания синей и чёрной.

М.: Правильно, молодцы. Я посмотрел ваши работы и больше всего мне понравились три из них. Этим ребятам я хочу вручить дипломы.

(Вручение дипломов. Мастер хохломы приглашает детей к своему стенду.)

М. Холомы: Посмотрите, какие красивые вещи есть у меня! Но ещё здесь есть и ваши работы. Они очень красивые и нарядные.

(Дети рассматривают выставку)

В.: Мастер, ты,наверное хочешь что-нибудь узнать у нас?

М.: Да, хочу. Ребята, вы знаете где зародился этот промысел?

Д.: хохломской промысел зародился в селе Хохломское в Нижегородской губернии.

М.: А в каком селении сей час ведётся этот промысел?

Д.: В селе Новопокровское.

М.: Какие элементы узора вы знаете?

Д.: Травка, завиток, кудрина, ягодка, яблочко, цветок, бутон и т. д.

М.: Хохлому пишут не всеми цветами красок, а какими?

Д.: Красный, зелёный, желтой, серебряной, чёрной, белой.

М.: С одной из красок происходит чудо. Что это за чудо?

Д.: Вначале посуду покрывают серебряной краской, затем олифят и обжигают в печи. А в печи серебро превращается в «золото» .

М.: Какие названия есть у хохломы?

Д.: Ажурная, огненная, золотая.

М.: Больше всех работ, мне понравились работы (называет имена детей). Им я хочу вручить дипломы. (Вручает дипломы)

В.: Уважаемый мастер, ребята хотят хотят пригласить тебя на танец «Калинка» .

(И сполняется танец под сопровождение оркестра народных инструметов)

М. Городца: Проходите, пожалуйста к моему стенду.

(Дети рассматривают выставку)

М.: В каких селениях расписывали городецкие прялки?

Д.: В деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.

М.: Какие сюжеты придумывали мастера?

Д.: Свальбы, гуляния, птицы и т. д.

М.: Какие элементы городецкой росписи вы знаете?

Д.: Бутоны, травка, птицы, лошадка и т. д.

М.: Что такое «оживка»?

Д.: Это элемент росписи, который как бы оивляет цветы, листочки, птиц и т. д., делает их интереснее.

М.: Молодцы! Я посмотрел ваши работы и больше всего мне понравились работы (называет имена детей). Им я хочу вручить дипломы.

(Вручение дипломов)

В.: Ребята, мы с вами знаем хоровод, который по сюжету очень схож с одним из сюжетов городецкой росписи. Что же это за хоровод?

Д.: «Во саду ли в огороде».

(Дети исполняют хоровод «Во саду ли в огороде»)

В.: Ребята, а у меня есть для вас загадка:

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные.

Д.: Это подносы.

В.: Правильно. Это жостовские подносы. И сейчас я вас приглашаю к последнему стенду. Я хочу вас познакомить с удивительной росписью – жостовской. Жостовская роспись зародилась в Московской губернии в деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево. Жостовом расписывают подносы. Эти подносы, сделанные из железа, получили название «жостовские подносы». Поднос – необходимая человеку вещь. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда. Он необходим на столе как подставка под разные предметы и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдоём, чтобы не сервировать стол, или в дороге. А ещё, подносы украшали стены купеческих и мещанских домов, трактиров, чайных.

Роспись – главная в жостовском промысле, но в создании подноса принимают участие многие мастера, в том числе кузнецы, шпатлёвщики, лакировальщики, шлифовальщики, «уборочники». Раньше, вырезанный из железной заготовки, поднос кузнецы выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе. Формы подносов разнообразны. Есть и круглые, и овальные, и прямоугольные с фигурными краями.

Московские живописцы составляют свои букеты из цветов земли и её плодов. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро. Опытный мастер, если надо, может расписать за один день 5-10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Жостовская роспись не допускает небрежностей.

Рисуют художники в основном цветы: маки, тюльпаны, астры, пионы, колокольчики, васильки, незабудки, ромашки и др. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками. Но самый любимый элемент мастеров – это роза. Роза – царица цветов, но она и самая хрупкая:

Недолог розы срок: чуть расцвела – увяла!

Знакомство с ветерком едва свела – увяла!

Недели не прошло, как родилась она,

Темницу тесную разорвала – увяла!

Хоть роза и увядает быстро в природе, на подносе она живёт веками. Потому жостовскую роспись называют неувядающей, вечной росписью.

(Мастера рассаживаются за столы, продолжают расписывать изделия)

В.: Вот мы с вами и прошлись по нашей выставке. Вам понравилось?

(ответы детей) Мастера снова сели за работу, не будем им мешать. Давайте поплагодарим их за выставку и попращаемся.

(Под мелодию «Во поле берёзка стояла» дети за воспитателем цепочкой выходят из зала)

Публикации по теме:

Продолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделийПродолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделий Цели и задачи проекта смотрите в блоке "Гипс, музеи, зоопарк". занятие №3 Роспись гипсовых изделий Цель. Закреплять знания детей о гжельской.

Знакомим дошкольников с изделиями народного творчестваЗнакомим дошкольников с изделиями народного творчества Так как я большое внимание в своей работе уделяю знакомству дошкольников с изделиями народного творчества, со временем накапливается необходимый.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Народные промыслы
Автор публикации:
У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 6 марта 2013 в 18:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...