Лучший педагог года

Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний» для детей 6–7 лет (5 фото)

Александра Назарук
Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний» для детей 6–7 лет

Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний».

Категория участников: дети 6-7 лет.

Цель: Развитие звуко - буквенного анализа слов.

Задачи:

1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа.

2. Формирование умения анализировать слова (звуки, слоги) по опорным схемам.

3. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

4. Профилактика дисграфии и дислексии.

Пояснительная записка:

Публикация «Учебно-наглядное пособие „Колесо знаний“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Таким образом, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов, в основе которого лежит развитие фонематического слуха и восприятия. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Процесс обучения в школе не учитывает особенности детей с несформированностью фонематических представлений. Стойкие нарушения письма и чтения у ребенка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии. Но, кроме того, могут возникнуть и личностные изменения. Постоянные неудачи при овладении чтением и письмом способны вызвать у детей неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что фонематические представления и готовность к звуковому анализу должны быть сформированы у ребенка перед поступлением в школу, чтобы процесс обучения не стал проблемой. Способность анализировать звуковой состав слова является центральным моментом при обучении грамоте, а сам процесс обучения грамоте, в свою очередь, оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие ребёнком фонетико-фонематической стороны речи.

В настоящее время существует огромное количество игр, методических пособий по развитию звуко-буквенного анализа у детей. Однако, не всегда они доступны, и отвечают всем требованиям педагога. Поэтому мною разработано своё пособие, направленное на развитие фонематического анализа и восприятия у детей, способствующее формированию навыков правильного проведения звуко-буквенного анализа. Большой плюс данного пособия заключается в его простоте изготовления, дешевизне материалов из которого оно сделано, ярком оформлении. «Колёса знаний» включают базовые задания для формирования у детей звуко-буквенного анализа. А также является диагностическим пособием, позволяющим выявить уровень сформированности знаний детей и навыков аналитико-синтетической деятельности.

Этапы работы:

1. Подготовительный.

На данном этапе педагог знакомит детей с характеристикой звуков (гласные или согласные, твёрдые или мягкие, глухие или звонкие, парные и непарные) и со схематическим изображением данных характеристик. Учить определять количество слогов в словах и находить по схеме заданный звук в слове.

2. Основной.

Педагог совместно с ребёнком осуществляет звуковой анализ слов, характеристику всех звуков, слогов, определяют местоположения звуков в словах. В заключении ребёнок самостоятельно рассказывает по схемам характеристику всех звуков в заданных словах. Ребёнок самостоятельно выполняет задания, схематично изображенные на 3-х колесах.

Описание учебно-наглядного пособия «Колёсо знаний» :

Пособие представляет собой цветное пано, на которое выкладываются колёса со схематичным изображением заданий. Также используются картинки для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Колесо №1 (приложение 1).

На данное колесо выкладываются картинки, в названии которых есть автоматизируемый или изучаемый звук.

Колесо№2 (приложение 2).

На данном колесе представлены схемы звуков.

Необходимо сначала по наводящим вопросам, а затем самостоятельно рассказать про изучаемый звук.

Предварительная работа:

Знакомство детей со схематическим изображением гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных.

Наводящие вопросы:

1. Звук Б (например) – гласный или согласный.

2. Звук Б- твёрдый ли мягкий.

3. Звук Б – глухой или звонкий.

4. Звук б- парный или непарный.

В заключении ребёнок сам рассказывает. Например, В слове «Лиса» первый звук Ль. Он согласный, мягкий, звонкий, непарный. Второй звук «И». Он гласный. Третий звук «С». Он согласный, твёрдый, глухой, парный. Звук «А» - гласный.

Колесо №3 (приложение 3).

Где спрятался заданный звук.

Инструкция: Посмотри на слово, которое находится в первом колесе. Например, ЛИСА. Где в слове «лиса» спрятался звук С. Поставь стрелку к соответствующей схеме.

Колесо №4 (приложение 4).

Вариант 1: Определение количества слогов в слове.

Инструкция: Произнеси слово (нарисованное на картинке и расположенное в колесе №1). Посчитай, сколько в этом слове слогов. Поверни колесо к стрелочке с соответствующим количеством окон.

Вариант 2: Составление слов с определённым количеством слогов с заданным звуком.

Инструкция: Посмотри на картинку, которая расположена в первом колесе. Какой первый звук в слове. Придумай с этим звуком слова из одного, двух, трёх или четырёх слогов, в зависимости от того, на сколько окон указывает стрелка.

Когда по отдельности ребёнок может выполнить задания, представленные в каждом колесе, ему предлагается выполнить комплект всех заданий, которые включает в себя игра (приложение 5).

Список используемой литературы:

1. Нищева Н. В. : Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006352 с.

2. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников /

3. Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа. – 2001. - № 11.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.

5. Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 2004.

6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989.

7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М. :"Издательство ГНОМ и Д", 2000.

Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний» для детей 6–7 лет
Фото «Колесо знаний»
Учебно-наглядное пособие  для детей 6–7 лет - фото
Фото №1 Учебно наглядное пособие Колесо знаний Фото №2 Категория участников дети лет
Публикации по теме:

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов»Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «Домик певцов» Подготовка дошкольника к обучению грамоте – составная часть умственного воспитания детей в детском саду. Пытаясь не дублировать общепризнанные.

Учебно-наглядное пособие. Волшебные точки Ушакова О. В. воспитатель высшей квалификационной категории «ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ» (Учебно-наглядное пособие) Представлено наглядное пособие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 31 мая 2015 в 21:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД