Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.

Инна Басараб
Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе.

Качественная подготовка детей к обучению грамоте подразумевает знание проблем, с которыми они могут столкнуться в процессе получения знаний. Появление трудностей в обучении можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а это значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобы ликвидировать их предпосылки еще до начала обучения грамоте.

На что нужно обратить внимание, приступая к изучению звуков и букв, с дошкольником?

Прежде всего послушайте, все ли звуки речи ребенок произносит правильно. Зачастую родители не замечают дефектов в речи сына или дочери. Прислушайтесь, нет ли замен свистящих звуков на шипящие, глухих на звонкие, твердых на мягкие. Наличие полных звуковых замен в устной речи,неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

В дошкольном возрасте детям становятся доступны простейшие виды фонематического анализа. В частности выделение звука на фоне слова, определение первого и последнего звука в слове.

Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук И в слове: дом, Инна, ива, утка, Иван, азбука, иволга.

Спросите, какой первый звук он слышит в слове МАК ; какой последний звук слышится в этом слове. Затруднения ребенка могут являться одно из причин дальнейших трудностей при обучении письму.

Ребенок должен хорошо ориентироваться как в схеме собственного тела, так и на листе бумаги. Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза затрудняют дифференциацию сходных по начертанию букв.

Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи, может так же отразиться в написании слов и предложений.

Таким образом, работа с дошкольниками по предупреждению ошибок чтения и письма должна проводиться по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений.

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем.

В дошкольных учреждениях педагогами проводится систематическая и планомерная работа по каждому из направлений.

Родителям необходимо закреплять полученные ребенком знания и умения. Только при взаимодействии педагогов и родителей можно добиться положительного результата при подготовке ребенка к школьному обучению.

Рассмотрим некоторые игры, которые помогут ребенку лучше усвоить зрительный образ буквы.

1. Буквы можно выкладывать из различных материалов:бусинок, ниточек, палочек, фасоли и семечек; лепить из пластилина и гнуть из проволоки; обводить по трафарету. Необходимо фиксировать внимание на том, в какую сторону направлена буква, как расположены ее элементы и в каком количестве.

Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.

2. Найти верно написанные буквы на карточке, где представлены, как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

3. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание

4. Игра "Буква сломалась". Допечатать недостающие элементы буквы.

5. В нашем детском саду была организована выставка детских рисунков «На что похожа буква.Дети проявили творчество и фантазию, изобразив контур буквы в различных предметах.

6. Демонстрация букв в разном положении.

7. Отыскивание наложенных друг на друга букв.

8. Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

9. Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

Не нужно забывать, что изучение букв должно идти параллельно с изучением соответствующих звуков, с обучением слиянию их в слоги и слова.

Публикации по теме:

«Составь предложение» — дидактическая игра«Составь предложение» — дидактическая игра Игры со словом и звуками привлекают внимание дошкольника. «Он играет и словом, и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям.

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.
Опубликовано: 12 ноября 2012 в 14:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Смешарики — Космическая одиссея». Фотоотчет
Кто из детей не любит кукольное представление? Однозначно - все дети просто обожают смотреть все развлечения. Мы решили в предверии дня...
Экологический праздник «Планета Детства».
Экологический праздник «Планета Детства». В начале марта этого года в нашем детском саду силами творческой группы был разработан и проведён экологический...
Конспект НОД по аппликации «Цвети, Земля» ко Дню Земли для детей старшего дошкольного...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию ( аппликация) в подготовительной группе «Цвети, Земля»...
Опыт «Супер лава»
Опыт «Супер лава» Цель: развивать интерес детей к экспериментированию Для выполнения опыта понадобится: красители ( красный и голубой, водопроводная вода,...
Проект: «Праздник Светлой Пасхи»
Педагогический проект по ознакомлению детей с православным праздником - Пасха ориентирован на детей средней группы. Информационная карта Полное...