Марина Логинова
Консультация для учителей «Знакомые незнакомцы. Школьные болезни». Часть 2
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
Выполнение большинства пунктов СанПиН не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Обратимся к этим правилам.
Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты. (Это выполняется)
Публикация «Консультация для учителей „Знакомые незнакомцы, Школьные болезни“, Часть 2» размещена в разделах
Школьные неврозы и причины их возникновения
Сейчас практикуется обучение детей с шести лет. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей. Детям этой возрастной группы желательно не ставить оценок и всячески поощрять за достигнутые успехи.
Естественные для правополушарных детей затруднения по русскому языку и математике не уменьшаются в первых классах школы, а возрастают, если с ними бороться с помощью давления, жесткого контроля, требований «все делать без помарок и ошибок». В этом случае дети перевозбуждаются, утомляются, у них появляются отвлекаемость и забывчивость, перегружается левое полушарие. И как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария появляются раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. В результате — неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.
В младшем школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.
Таким образом создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.
Психическая травматизация ребенка неизбежно возбуждает активность правого полушария и временно ослабляет активность левого. Но поскольку левое полушарие длительное время находится в состоянии хронической перегрузки, то оно не обеспечивает полноценной переработки поступающей из правого полушария информации. В результате последняя должна повторяться неоднократно, как бы в виде толчков и сомнений, чтобы быть усвоенной левым полушарием.
В свою очередь, возбужденное эмоциональным стрессом, правое полушарие генерирует страхи и тревоги, которые не могут быть рационально «осмыслены» левым, и без того утомленным полушарием. Вместе эти два запредельных режима работы полушарий и формируют структуру навязчивостей. Позже, когда смягчаются острые переживания и появляются навязчивые мысли и опасения, можно говорить об ином режиме работы больших полушарий, а именно: о чрезмерном возбуждении левого и торможении правого.
Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Это особенно заметно проявляется в подростковом возрасте. Подросток страдает от своей непохожести на других и одновременно от неуверенности в себе; его тяготят постоянные опасения и сомнения; он не способен радоваться, мучительно ищет и не может найти себя. И все это может происходить на фоне достаточно хороших, даже отличных успехов в школе, но прогрессирующих неуспехов в общении со сверстниками.
Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, то возможны истерические проявления и страхи. Острые бесконечные волнения возбуждают правое, и без того более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха.
Неестественно высокий уровень активации правого полушария оказывает тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не в силах найти рациональный выход из создавшегося положения — ведь ослабевает критическая способность адекватно оценивать свои действия и делать из них надлежащие выводы. Чем больше давление на ребенка, тем меньше он способен к критической оценке. Давление подчеркивает и усиливает неуверенность, слабость, несостоятельность ребенка.
Помощь же должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Также можно помочь детям, страдающим неврозом страха.
Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.
Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию : «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.
При психической травматизации (испуг, потрясение, конфликт, ограничение жизненно значимых потребностей) резко возрастает активность правого полушария, сопровождаемая нагнетанием отрицательных эмоций, беспокойства, страхов.
Как показали специальные исследования, после экзаменов у левополушарных студентов (праворуких) повышается активность правого полушария. В свою очередь, у тех, кому по роду своей работы приходится много писать или считать, при стрессах заметно возрастает активность левого полушария: время от времени возникает состояние умственного пресыщения. Вслед за этим — потребность в эмоциональной и спортивной разрядке, музыке, танцах, встречах с друзьями, то есть в правополушарной деятельности. Те, кто умеет сочетать оба вида деятельности, менее всего подвержен невротическим расстройствам.
Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.
Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.
Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Спазм аккомодации
Спазм аккомодации (ложная близорукость) — это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы, и вследствие этого способности глаза поддерживать четкое видение предметов, находящихся на разных удалениях от глаз. Иными словами, спазм аккомодации – это спазм глазной мышцы, из-за которого глаз перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. Спазм аккомодации является частой причиной усталости глаз.
По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением.
Причины
Спазм аккомодации чаще всего встречается у детей и молодых людей. Основная его причина – зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтение, работа на компьютере, длительный просмотр телепередач).
Глаз — это оптическая система, которая пребывает в подвижности для наведения фокуса на объект. У бинокля существует колесико для настройки резкости. У глаз тоже есть такое «колесико» — цилиарная мышца, которая двигает назад и вперед хрусталик для лучшей фокусировки изображения на сетчатке глаза. Как и любая мышца организма, она может испытывать усталость при длительном перенапряжении, и тогда глаз теряет способность реагировать на смену фокусного расстояния.
С первых дней обучения в школе юный, чаще всего не слишком крепкий, организм ребенка, подвергается огромным перегрузкам. Еще позавчера малыш большую часть времени проводил на свежем воздухе. Теперь же он находится в течение нескольких часов в душном классе, в жарком костюме, под присмотром учителей, которые далеко не всегда разрешают отвлечься, расслабиться, поиграть. Он должен, всматриваясь в плохо различимую под солнечными лучами доску, что-то старательно выписывать в тетради. В таких условиях неудивительно, что у многих детей ухудшается острота зрения.
Строго говоря, спазм аккомодации — это результат тяжелого зрительного переутомления. Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то ребенок начинает плохо видеть вдаль. Так и появляется спазм аккомодации, который часто называют ложной близорукостью, или синдромом усталых глаз. Единственное утешение при диагностике спазма аккомодации заключается в том, что это процесс обратимый, поэтому он и называется ложной близорукостью. Но, к сожалению, если обратиться к врачу поздно, то спазм аккомодации наблюдается на фоне уже начинающейся настоящей близорукости. Спазм аккомодации обязательно надо снимать, в противном случае он трансформируется в настоящую близорукость или усилит уже существующую.
Симптомы:
Понижение остроты зрения при взгляде вдаль;
быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии;
боли в глазах, в области лба и висков.
Развитию спазма аккомодации способствуют:
несоответствие мебели в школе и доме росту ребёнка;
плохое освещение рабочего места;
слабость шейных и спинных мышц;
отсутствие правильного распорядка дня;
поздний отход ко сну;
нерациональное по времени и качеству питание;
недостаточное пребывание на свежем воздухе;
пренебрежение занятием утренней зарядкой, физкультурой и спортом;
частые и длительные просмотры телепередач;
общее ослабление здоровья.
С возрастом происходит естественное изменение аккомодации. Причиной этого является уплотнение хрусталика. Он становится все менее пластичным и теряет свою способность менять форму. Как правило, это происходит после 40 лет. Но истинный спазм во взрослом состоянии — явление редкое, встречающееся при тяжелых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается спазм аккомодации и при истерии, функциональных неврозах, при общих контузиях, закрытых травмах черепа, при нарушениях обмена веществ, климаксе. Сила спазма может достигать от 1 до 3 диоптрий.
Что происходит?
Чтобы понять механизм спазма аккомодации, необходимо выяснить, что же такое аккомодация. Глаз человека имеет природное свойство изменять свою преломляющую силу к различным расстояниям за счет изменения формы хрусталика. Это происходит благодаря наличию мышцы, связанной с хрусталиком и регулирующей его кривизну (цилиарная мышца). В результате ее сокращения хрусталик изменяет свою форму и соответственно сильнее или слабее преломляет попадающие в глаз лучи света.
Для получения на сетчатке ясных изображений расположенных вблизи предметов, глаз должен усилить преломляющую способность за счет напряжения аккомодации, т. е. путем увеличения кривизны хрусталика. Чем ближе находится предмет, тем более выпуклым становится хрусталик, чтобы перенести фокусное изображение на сетчатку. При рассматривании далеко расположенных предметов хрусталик должен быть максимально уплощен. Для этого требуется расслабить глазную цилиарную мышцу.
Напряженная зрительная работа на близком расстоянии (чтение, работа на компьютере) приводит к спазму аккомодации. При этом упорное сокращение цилиарной мышцы не проходит даже тогда, когда глаз не нуждается в таком сокращении. Всё это ведёт к стойкому усилению преломляющей способности глаза, а поэтому может расцениваться как близорукость (ложная близорукость).
Как проявляется?
Долгое сидение за компьютером и интенсивная работа с бумагами приводят к тому, что глаза быстро устают, в них возникает ощущение жжения, рези и боли. Глаза краснеют, иногда возникает слезотечение. Картинка вблизи становится менее четкой, а далекие предметы словно расплываются, может появиться двоение. Если ухудшение зрения носит временный характер, то речь, возможно, идет именно о спазме аккомодации (ложной близорукости).
Школьник, страдающий спазмом аккомодации, почувствовав ухудшение зрения, быстрее устает на занятиях, требующих зрительного напряжения, что довольно скоро проявляется снижением успеваемости. При этом у него появляются головные боли, причину которых часто не могут определить и относят за счет возрастной перестройки организма.
Продолжительность этого заболевания колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния пациента, режима его жизни, характера работы. Спазм аккомодации может впоследствии перейти в истинную близорукость.
Диагностика и лечение
Выявляется спазм аккомодации врачом-офтальмологом при подборе корригирующих очков или при характерных жалобах пациента. Пациентам проводят комплексное обследование: визометрию, определение рефракции, определение запасов аккомодации.
Лечение и профилактика этого заболевания заключаются в проведении специальных занятий в кабинете окулиста, направленных на тренировку мышцы хрусталика. Эти занятия проводятся с помощью новейших аппаратов.
Кроме того, назначают: закапывание в глаза раствора ирифрина 2,5%, электрофорез с лекарственными веществами, магнитотерапию.
Также необходимы общее оздоровление организма, занятия физкультурой и спортом, создание санитарно-гигиенических условий на работе и дома (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка и осанка при работе на близком расстоянии, чередование труда и отдыха