МААМ-картинки

Учёт типа личности при коррекции речи

Ольга Трифонова
Учёт типа личности при коррекции речи

Проблема коррекции речевых расстройств тесно связана с развитием личности в целом. Важно учитывать индивидуальные особенности личности и найти индивидуальный подход при организации работы по устранению речевых недостатков.

Личность – это человек, взятый в системе его социально-психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Публикация «Учёт типа личности при коррекции речи» размещена в разделах

В структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки.

Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер – качества, определяющие поступки человека в отношении других.

Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки – убеждения и отношения людей.

Развитие личности при нарушениях речи.

При нарушении речевого развития у ребенка наблюдается замедленный темп формирования всех психических функций, познавательной сферы. Дети с речевой патологией характеризуются неуверенностью в себе, гипертрофированным чувством стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих возможностях. У таких детей имеется сильное желание скрыть от окружающих свой недостаток (особенно у детей с заиканием). У детей с нарушениями речи отмечаются пассивность, низкая речевая активность, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков ролевого поведения.

Далее, по мере взросления, у детей с речевой патологией возникает чувство тщетности прилагаемых усилий, собственной неполноценности. Слаборазвиты трудовые навыки. Наблюдается избегание сложных заданий, требующих речевой активности, заданий в условиях речевой инструкции, ситуаций соревнования с другими детьми.

Для подростков с речевой патологией характерны неустойчивость социальных ролей, смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Отмечается лабильность в моральных и мировоззренческих установках.

Чтобы правильно организовать занятия по коррекции речи и развитию коммуникативных навыков, необходимо знать об особенностях типов личности детей с нарушениями речи.

Типы личности при речевых нарушениях.

Личностные свойства человека с нарушением речи зависят от особенностей его характера, его отношения к своему дефекту. Выделяют несколько типов формирования личности.

Социально ориентированный (конформный). Данный тип демонстрирует конъюнктурное подчинение любым авторитетам в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, главное жизненное кредо «быть как все».

Доминирующий. Характеризуются стремлением к лидерству, жаждой похвалы, демонстрируют высокую приспособляемость, обнаруживают склонность к интригам. Имеют высокие притязания к себе и другим, провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.

Чувствительный. Повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, огорчает, пугает. Робкие и застенчивые при посторонних, не любят больших компаний, азартных игр. Отличаются послушанием, обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношестве усиливаются трудности адаптации в связи с осознанием своей отличности от других, возникает комплекс неполноценности. Обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим. Часто выбирают сложные виды деятельности.

Тревожный. Свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, усугубляющееся нарушением речи. Редко вступают в конфликты, играют в основном пассивную роль, в сложных ситуациях ищут поддержки и опоры.

Интровертируемый. Характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, любят одиночество, избегают конфликтов с окружающими, протестуют только при попытках вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, слабо привязанных к людям. Имеют на все свою точку зрения, которую, вследствие неуверенности в своих силах, не отстаивают в спорах.

Гармоничный. Этот тип у людей с речевыми нарушениями встречается редко. Дети, развивающиеся гармонично, адекватно реагируют на свой речевой дефект. Активны в деятельности, стремятся к общению. При хороших способностях обнаруживают недостаточную дисциплинированность. Иногда переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенны, переживают свои ошибки, но стремятся их исправить.

Как видно из определений типов личности логопатов, они содержат немало отрицательных личностных особенностей, мешающих наладить коррекционный процесс, таких, как:

- заниженная или, наоборот, неоправданно завышенная самооценка;

- повышенная или, наоборот, пониженная возбудимость;

- низкая речевая активность и работоспособность, пассивность или непроизвольность поведения и доминирование отрицательных эмоций;

- заниженный (нереалистический) уровень притязаний (после удачно выполненного задания дети переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с ТНР, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне);

- неспособность адекватно осознать речевой дефект (безразличная, умеренно-сдержанная, безнадежно-отчаянная степень фиксированности на дефекте – и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния самоуничижения, болезненную мнительность, страх перед речью);

- тревожность (повышенная чувствительность, низкая самооценка или комплекс неполноценности, беспокойство и постоянное ожидание неприятностей, болезненная реакция на свои неудачи, отказ от той деятельности, в которой испытывают затруднения);

- специфические трудности при восприятии сложных (многоступенчатых) инструкций (усвоение либо первой, либо последней ее части);

- зачаточное состояние самостоятельной связной речи (доступность лишь повествовательных рассказов по впечатлению, состоящих из перечисления ряда конкретных действий);

- отсутствие мотивации общения (стремления человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с окружающими из-за боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми).

Нормализация социальных контактов детей с нарушениями речи проводится преимущественно психолого-педагогическими средствами, иногда на фоне специального лечения, с учетом возрастных особенностей ребёнка и социальных контактов с окружающими людьми.

Зная индивидуальные особенности каждого ребёнка, можно наиболее полно использовать сильные стороны личности и помочь развить слабые.

При высокой возбудимости необходима частая смена деятельности, физминутки; для детей с пониженной возбудимостью необходима дополнительная стимуляция в виде интересной игровой ситуации, яркой наглядности.

Произвольность поведения – это внутренняя организованность, готовность и привычка подчиняться собственным целям и общественным нормам, правилам поведения. Непроизвольное поведение обусловлено нейродинамическими особенностями (психомоторной заторможенностью или расторможенностью) или следствием защитной реакции на затруднения общественной жизни. Предупредить нарушение поведения можно, если взрослые обратили внимание уже на первые проявления протестного, агрессивного поведения и работают над разрешением недоразумений немедленно.

Демонстративные капризы – результат чрезмерной избалованности или, наоборот, строгости воспитания.

Протестное поведение (упрямство, грубость, дерзость, отчужденность) - результат гиперопеки взрослых, навязываемого образа жизни, запрета на самостоятельность.

Агрессивное поведение (физическое, вербальное) появляется из-за неудовлетворённой потребности отыграться за собственные обиды; авторитарного стиля воспитания; деформации системы ценностей в семейных отношениях; дисгармоничных (несправедливых) взаимоотношений между членами семьи.

Инфантильное поведение, приводящее к попаданию по влияние асоциальных личностей – это несоответствие эмоционального и психического состояния возрасту. Инфантильные дети стараются любым путём избежать деятельности, подразумевающей ответственность; в речи используют «сюсюканье»; имеют «глупые» страхи (войти в класс первым, ответить у доски); в общении со взрослыми реагируют только на крик, агрессию. Причина задержки развития эмоционально-волевой сферы – критикующее отношение, гиперопека. Исправить ошибки воспитания можно, поручая ребёнку ответственные дела, не делая за него то, что он может выполнить сам.,

Конформное поведение обусловлено авторитарным или гиперопекающим стилем воспитания и проявляется отсутствием собственного мнения, боязнью публичных выступлений, избирательностью контактов. Для исправления необходимо создать условия, которые будут способствовать положительным результатам, обучить методам саморегуляции поведения (релаксация, медитация, аутотренинг).

Методы коррекции нарушений поведения.

Учёт типа личности ребёнка в работе учителя-логопеда – это большой труд, который требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат оправдывает затраченное время и силы.

Коррекция изъянов в поведении всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей.

Арттерапия – развивает эмоции и чувства ребёнка, мотивы, изменяет ценности и поведение. Обучение приёмам саморегуляции и самоконтролю (произвольному поведению, умению владеть собой в различных ситуациях.

Театральная деятельность – сказкотерапия – воспитывает моральные качества при обсуждении поступков героев.

Литотерапия – использование камней для релаксации. Показ способа мышечного и эмоционального расслабления.

Игротерапия – исследование социальных отношений, правил поведения в обществе. Проигрывание навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

Качества, которыми должен обладать педагог для коррекции поведения:

- любовь;

- уважение к личности ребёнка;

- толерантность, терпимость;

- оптимизм, вера в лучшие качества;

- эмпатия, осознанное сопереживание текущему состоянию другого человека;

- коммуникативность и педагогический такт.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД сюжетного типа по физкультуре для старшего дошкольного возраста «На корабле»НОД сюжетного типа по физкультуре для старшего дошкольного возраста «На корабле» Сюжетное занятие для подготовительных к школе групп «На корабле» Задачи: Закреплять умение лазать по гимнастической стенке не пропуская.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учёт типа личности при коррекции речи
Опубликовано: 2 июня 2021 в 19:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД