Папки-передвижки

Урок биологии в 9 классе для учащихся специальной школы (1 отделение)

Олеся Фильченко
Урок биологии в 9 классе для учащихся специальной школы (1 отделение)

Биология, 9 класс (ИН)

Дата: 28.02.2023г.

Тема: Минеральные вещества, вода

Задачи:

Ознакомить учащихся с физиологией питания человека, необходимыми составными частями пищи - минеральными веществами;

Показать значение макро- и микроэлементов в питании человека;

Развивать понимание того, что правильное, рациональное питание является источником нормального жизнеобеспечения и здоровья человека.

Воспитывать чувство коллективизма, бережное отношение к своему здоровью

Ход урока:

Организационный момент.

Публикация «Урок биологии в 9 классе для учащихся специальной школы (1 отделение)» размещена в разделах

Давным-давно в городе строился огромный собор. При его строительстве работало много рабочих. Один мудрец, всю свою жизнь пытавшийся найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?», спросил у одного из рабочих, который медленно тащил большой камень: «Что ты делаешь?» «Ты что, не видишь —таскаю тяжелые камни!» — ответил он сквозь плотно стиснутые зубы. Тогда мудрец задал тот же вопрос другому рабочему. «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал с улыбкой и удовольствием. «Что делаешь ты?» «Я строю храм!» — с гордостью ответил тот.

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «Храма знаний». Пусть урок принесет вам новые открытия! Успехов вам. Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть сильными и здоровыми. А важную роль в этом играет то, чем питается человек.

АЗУ

На прошлом уроке мы говорили о значении питания, пище и ее составе. А как вы думаете, зачем человек ест? (Ответы детей)

Пища – это источник жизни. Пища является источником энергии и строительным материалом. Человек без пищи может прожить не более 30 дней. Человеку нужно питаться, чтобы двигаться, расти, развиваться.

Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии является пища.

Но важно запомнить, что пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.

Ни один продукт не содержит всех питательных веществ, поэтому в питание современного человека должны быть включены все группы пищевых продуктов. Человек питается растительной и животной пищей.

Пища

Растительная Животная

(Хлеб, яйца, мука, масло сливочное, мясо, рыба, крупы, овощи, сахар, молоко, картофель, фрукты)

На карточках выполните, пожалуйста, задание. Распределите продукты питания. Какие относятся к растительной, а какие к продуктам животного происхождения.

В состав пищи входят разные питательные вещества. Они относятся к органическим, таким как белки, жиры, углеводы.

Состав пищи

Белки Жиры Углеводы

Дома вы готовили сообщения об этих питательных веществах. Ответы учащихся.

Кроме того, в пище содержатся необходимые организму человека минеральные вещества и вода. Это и будет темой нашего урока.

Сообщение темы и цели урока.

Работа с новым материалом.

Известно, что ещё мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному её потреблению. В правильном питании они видели источник здоровья, силы, бодрости и красоты. Эти наблюдения не потеряли своего значения и сегодня.

Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания.

«Скажи мне, чем ты питаешься, и я скажу, чем ты болеешь.»

Гиппократ

Еще в древности врачи утверждали, что человечество избежало бы многих болезней, если бы люди придерживались принципов рационального питания.

Рациональное питание – это разнообразие, сбалансированность, чувство меры и режим.

В пищевых продуктах содержатся вещества, необходимые организму человека для обеспечения физиологических функций и создания запаса энергии. Клетки, составляющие ткани и органы тела, стареют и отмирают. На их месте появляются новые, молодые. Для их построения и нормального функционирования необходимы питательные вещества.

В зависимости от возраста, пола, характера работы, места проживания, состояния здоровья организм человека нуждается в определенном количестве белков, жиров, углеводов, минеральных элементов и витаминов.

Минеральные вещества — неорганические химические элементы, входящие в состав организма и являющиеся компонентами пищи.

Минеральные вещества – совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания

По телевидению часто встречалась реклама. Оказывается, чтобы быть здоровым, нужен йод. Для здоровья достаточно одной щепотки йодированной соли, которой подсаливают пищу. Как думаете, для чего добавляют йод в соль?

а) Поваренная соль.

Больше всего человек потребляет хлористый натрий, или поваренную соль.

Дневной рацион человека должен содержать в среднем около 10-15граммов поваренной соли.

Но нередко, для возбуждения аппетита, у людей появляется привычка есть пищу более солёную, чем это требуется для удовлетворения физиологических потребностей организма. Избыточная соль способствует удержанию больших количеств воды и тем самым догружает ненужной работой сердце и почки.

Натрий и хлор - это сама жизнь.

Более того - это соль нашей жизни в прямом и переносном значении данного слова, ведь химическая формула поваренной соли состоит из этих двух элементов (NaCl).

Основой крови любого живого организма является солевой раствор слабой концентрации; в состав желудочного сока тоже входит соль; даже негативные наши слёзы - солены на вкус.

Натрий поддерживает нормальную сократимость мышц, тонус сосудистых стенок, процессы возбудимости и расслабления. В костной ткани депонируется до 30% натрия, примерно столько же его в клеточной системе организма.

Суточная потребность в натрии у взрослых составляет 4-5 г. При повышенной концентрации натрия в крови человек ощущает чувство жажды.

Хлор участвует в регуляции водного равновесия в организме, в регуляции функции почек. Его больше всего в коже и в лёгких. Суточная потребность в хлоре - 7,5-10 г.

Соль - минерал, который щедро дарит нам природа, - проще говоря, натуральная биологически активная добавка к пище.

в) Соли кальция

Значение кальция в обмене веществ организма человека трудно переоценить. Он участвует в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, в процессе свёртываемости крови, в выработке гормонов, ферментов и белков, в сокращении и расслаблении мышц и особенно - в обеспечении прочности костей скелета.

Учёные утверждают, что 99% кальция содержится в костях, поэтому они служат основным резервуаром кальция в нашем организме.

Недостаток кальция может вызывать боли в костях и мышцах, мышечные судороги, головные боли, плохой сон, раздражительность и утомляемость, депрессивное настроение, нарушение артериального давления деформацию суставов, остеопороз (хрупкость костей, следствием которого являются легко возникающие переломы.

Взрослый человек нуждается в получении с пищей примерно 0,8 -1,0 грамма кальция в день; потребность детей и подростков в кальции – 1,2 грамма.

У кальция есть свои «враги», которые мешают его усвоению или же «изгоняют» его из организма.   К ним относятся:

- стрессы,

- злоупотребление кофе,

- злоупотребление алкоголем,

- приём противосудорожных лекарственных препаратов,

- курение,

- малоподвижный образ жизни

Нехватка кальция в организме - это отсутствие стройности фигуры, блеска в глазах; это тусклые блеклые волосы, ломкие ногти, разрушение зубов и воспаление дёсен; нездоровый цвет лица. А при большом дефиците кальция лицо может даже искривляться.

Важнейшие источники кальция

Таблица 1

Продукты, 100г

Кальций, мг

Молоко коровье

Творог

Сыр

Хлеб

Капуста

Картофель

120

140

700-1000

20-30

48

10

Молоко, сыр, брынза, овечье молоко прекрасный источник легкоусвояемого кальция.

Фосфор. Во многих животных и растительных продуктах. Очень хорошие источники фосфора: сыр, творог, мясо. Но, в силу плохой растворимости фосфорные соединения усваиваются организмом значительно хуже.

Важнейшие источники фосфора. Соли магния.

Обмен фосфора и солей магния в организме тесно переплетаются. Соли магния активируют ферменты, которые участвуют в превращениях органических соединений фосфора. Недостаток в пище солей магния нарушает нормальную возбудимость нервной системы, сокращение мышц.

Главным источником снабжения организма магнием является хлеб, особенно из обойной муки, и крупы.

Важнейшие источники солей магния

Таблица 3

Продукты, 100г

Магний, мг

Хлеб из ржаной обойной муки

Хлеб пшеничный из обойной муки

Хлеб ржаной из муки сеяной

Крупа гречневая

Крупа овсяная

Фасоль

Горох сухой

Горох зелёный

Капуста белокочанная

Картофель

Молоко коровье

73

72

22

114

135

171

109

38

16

23

14

Микроэлементы.

В процессах кроветворения участвуют также и многие микроэлементы: медь, марганец, кобальт. Ничтожные количества кобальта в составе витамина В 12 предупреждают развитие одного из видов злокачественного малокровия, до недавнего времени считавшегося неизлечимым заболеванием.

Недостаток йода в пище серьёзно отражается на интенсивности обменных процессов. Но, к сожаленью, не все хорошо переносят в чистом виде йодистые соли. Их можно заменить натуральными пищевыми продуктами: морской капустой и другими морепродуктами.

Фтор, медь, цинк, йод.

Может. Небольшое количество солей фтора входит в состав зубов, особенно зубной эмали. Снижение концентрации фтора в питьевой воде вызывает, как правило, увеличение заболеваемости кариесом зубов, особенно среди детей. Это явилось причиной обогащения солями фтора в особо неблагополучных районах природных питьевых вод, а так же введения фтора в некоторые пищевые продукты, например, молоко.

В питании человека очень важную роль играет вода. Без воды человек может прожить всего несколько суток.

5. Закрепление темы урока

Почему очень важно употреблять в пищу продукты богатые кальцием?

Из каких элементов состоит соль?

Значение хлора и натрия для организма?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.

Мы назвали некоторые заболевания, связанные с необычным содержанием микроэлементов в воде и пище, недостатков макроэлементов. В обменных процессах каждому минеральному веществу принадлежит своя особая роль, определяющая потребности в нём организма. Современные представления о роли отдельных минеральных веществ позволяют высказать некоторые практические советы:

Следите повседневно за количеством поваренной соли в вашем рационе.

Избегайте соленой чрезмерной еды, она во всех случаях не приносит пользы.

Используйте в питании овощи и фрукты как прекрасные источники разнообразных минеральных солей, особенно солей калия.

Уделяйте особое внимание продуктам, содержащим достаточное количество легкоусвояемого кальция, - молоку и молочным продуктам, особенно необходимым для нормального формирования скелета детей и подростков.

Не забывайте, что там, где в воде и в продуктах не хватает определённых минеральных веществ, необходимо шире использовать продукты, обогащённые микроэлементами, например, йодированную соль.

Помните, что прекрасным источником йода и других минеральных веществ являются морская капуста и другие продукты моря.

5. Рефлексия.

6. Итог урока.

Сегодня на уроке мы довольно подробно рассмотрели роль макроэлементов и микроэлементов и узнали, что макроэлементы участвуют в построении человеческого тела, обеспечивая структуру костей, поддерживая в тканях организмов осмотическое давление и являясь регуляторами многих физиологических процессов. А микроэлементы – это незаменимые вещества пищи, встречающиеся в ней в ничтожных количествах. Но они выполняют существенную роль регуляторов обменных реакций, так как входят в состав ферментов и гормонов. Поэтому необходимо помнить, что важен не только количественный, но и качественный состав пищи.

Итак, рациональное питание обеспечивает своевременное и полное удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах, а это, в свою очередь, способствует максимальной работоспособности человека, а так же сохранение в течение долгих лет жизни высокой активности, бодрости, жизнерадостности.

6. Домашнее здание:

-Уметь объяснить основные понятия по теме урока;

-Ответить на вопросы к параграфу учебника.

Публикации по теме:

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия» Разработка открытого урока Тема урока: Австралия: образ материка. Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Урок мира в День знаний для учащихся начальной школы на тему «ГТО» Сценарий проведения урока мира на тему: «ГТО». Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляю вас с замечательным праздником – Днём знаний. (слайд.

Урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» 1. Тема урока :А. Т. Твардовский поэма., Василий Тёркин!". 2. Цель урока: а). Обучающая -дать понятие учащимся о содержании поэмы А. Т. Твардовского.

Урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «Повесть В. В. Быкова «Обелиск» 1. Тема урока : В. В. Быково Повесть:, Обелиск!". 2. Цель урока: а). Обучающая-дать понятие учащимся о содержании повести, о самом писатели.

Урок по русскому языку в 11 классе туркменской школы А. А. Ахматова «Стихотворение «Мужество» 1. Тема урока: А. А. Ахматова. Стихотворение:,Мужество!". 2. Цель урока: а). Обучающая -дать понятие учащимся о поэтессы А А. Ахматовой. -Формировать.

Урок по русскому языку в 11 классе туркменской школы «Стихотворение М. И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано!» 1. Тема урока: Стихотворение М. И. Цветаевой,Моим стихам, написанным так рано!". 2. Цель урока: а). Обучающая -дать понятие учащимся о яркой.

Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Поэма С. В. Михалкова «Дядя Стёпа» 1. Тема урока:, Поэма С В. Михалкова, Дядя Стёпа!". 2. Цель урока: а). Обучающая -дать понятие учащимся о содержании поэмы С. В. Михалкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок биологии в 9 классе для учащихся специальной школы (1 отделение)
Опубликовано: 20 марта 2023 в 09:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД