Получи документы

Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»

Ольга Панченко
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»

Урок по теме : «Причастие. Обобщение изученного материала на основе многоаспектного анализа текста»

Цели урока :

1)продолжить формирование у учащихся навыков работы с текстом, повторить основные речеведческие понятия;

2)обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии и причастном обороте;

3)формировать речевые навыки и умения учащихся, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Публикация «Урок русского языка в 7 классе по теме „Причастие, Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста“» размещена в разделах

Оборудование: таблицы «Причастие», «Орфограммы темы «Причастие», тексты Г. Н. Троепольского для анализа, портрет Г. Н. Троепольского, музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь», картины с изображением осени.

Ход урока:

1. Урок начинается с игры «Отгадай словечко»

- От глагола ходить возьмите корень, от прилагательного удивительный – приставку, прибавьте суффикс действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола 2 спряжения, окончание прилагательного ж. р, ед. ч, И. п.

- Какое слово получилось? (уходящая)

- Ребята, почему именно это слово я взяла для игры? (Это причастие, мы изучаем тему «Причастие»)

- Объявление темы и целей урока.

- Подберите к причастию уходящая определяемое слово.

- А теперь зависимое.

- За окном – осень. Какие приметы уходящей осени вам бросаются в глаза?

- Вы верно назвали приметы осени. Согласитесь, какое огромное удовольствие просто любоваться природой, её разнообразными чудесными картинами. А какое большое искусство – уметь передать другим своё восхищение.

Вы сейчас рассказали, какой видите осень. А вот какой видит её писатель Г. Н. Троепольский, известный вам по повести «Белый Бим Чёрное ухо». Это наш земляк (родился в селе Новостасовка Тамбовской губернии). Послушайте, как из самых привычных нам, казалось бы, простых слов слагается гимн природе.

2. Выразительное чтение текста учителем.

Бывает поздней осенью, даже и после зазимка, вернется лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет, словно ласковая собака, которую гладит женщина. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми плодами шиповника и янтарем барбариса, терпким и острым, как перец, копытнем, белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой,но все еще пахучим, напоминающим о прошлых погодах. И потечет по лесу улыбчивый добрый дух от сосны к березе, от березы к дубу, а тот ответит могучими запахами силы, крепости лесной и вечности. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в теплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени. Она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, все обволакивающих иголок инея: все ушло, все в прошлом. И будто осень, засыпая, видит сон о лете, а нам показывает свои божественные видения во всем величии одухотворенной красоты и в животворящих ароматах земли.

3. Работа с текстом.

1)- О чём этот текст?

- Как его можно озаглавить?

- Что отражает заглавие: тему или основную мысль?

- Определите тип текста. Докажите.

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для создания картины осени? Какова роль причастий в создании образности?

- Каким способом связаны предложения в тексте? Какие средства связи выступают в роли сцепляющих слов?

2) - Объясните, почему в тексте так много причастий и прилагательных. Выпишите причастия с определяемыми словами, укажите залог, время.

3) - Найдите в тексте слова с орфограммами, изученными по теме «Причастие». Сгруппируйте по видам орфограмм. Объясните их.

- Какой орфограммы, изученной в разделе «Причастие», вы здесь не встретили? Приведите примеры.

- Ребята, в этом тексте много причастий. Некоторые из них имеют зависимые слова. Что образуют причастия с зависимыми словами? Выпишите предложения с причастными оборотами, объясните знаки препинания. Составьте схемы.

- Повторить теорию нам поможет мофологический разбор причастия уходящую (1 предложение)

Дополнительные вопросы:

-Как вы понимаете слова В. И. Даля: «Причастие-часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного»?

- Какие признаки глагола у причастия?

- Какие- прилагательного?

- Какие существуют точки зрения на категориальную сущность причастия?

6) Работа со схемами:

- Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:

Приставка, корень, 2 суффикса, окончание, постфикс;

Корень, соединительная гласная О, корень, суффикс, окончание

4. Роль причастий в тексте.

5. Вывод

Сегодня на уроке мы работали над текстом Г. Н. Троепольского об одном из времён года – осени. Это по-своему чудесное время года. Недаром многие поэты и писатели, художники и композиторы посвящали этому времени года свои произведения. Послушайте сейчас произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь» и подумайте, чему мы научились, анализируя текст, чему он учит, что хотят нам сказать Г. Н. Троепольский и П. И. Чайковский.

6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Приметы осени» с использованием причастий.

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Обобщение изученного на основе многоаспектного анализа текста»
Опубликовано: 8 мая 2021 в 18:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД