МААМ-картинки

Урок русской словесности «Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И. Гёте «Фауст»)» (1 фото)

Елена Игнатова
Урок русской словесности «Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И. Гёте «Фауст»)»

Урок русской словесности

Ф. И. О. и место работы Игнатова Елена Ивановна,

Ельтайская средняя школа Предмет: русская словесность

Краткосрочное планирование Класс: 8 «Б»

21.10.2016

Тема урока : Спор о человеке, спор за душу человека. (По трагедии И. Гёте «Фауст».)

Цель:

Публикация «Урок русской словесности „Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И, Гёте „Фауст“)“» размещена в разделах

(SMART, из среднесрочного планирования) Развитие мыслительной деятельности и функциональной грамотности обучающихся через критическое мышление на примере трагедии Гете.

Ожидаемый результат:

(из среднесрочного планирования) Все: знают, что такое трагедия.

Большинство: понимают, в чем состоит нравственная идея трагедии.

Некоторые: умеют анализировать поэтический текст.

Критерии успеха: применяют рациональные средства для достижения поставленной цели, высказывают свое мнение, ориентируются в тексте.

Ключевые идеи/ подход: Критическое мышление, возрастные особенности, управление и лидерство, ИКТ, оценивание, обучение талантливых и одаренных.

Учебник:

(рекомендованный МОН РК) Русский язык. – Э. Д. Сулейменова, О. Б. Алтынбекова, Г. Б. Мадиева- Алматы: Атамра, 2012.

Ход урока/заметки учителя :

Время Деятельность учителя Деятельность

обучающихся Оценивание Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)

1мин

3 мин

7 мин

5 мин

20 мин

2 мин

2 мин

I.Организационный момент. Создание благоприятного климата, коллаборативной среды

- Добрый день, ребята! Я приглашаю вас всех на наш урок в гости к великому поэту и философу И. В. Гёте! Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.

1. Слово учителя.

Перед вами маршрутные листы, подпишите их, нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение, запишите тему и поставьте перед собой цель на этот урок.

2. Мотивационные вопросы Мозговой штурм (КМ)

- Что такое трагедия?

- На что уже нацеливает нас определение жанра?

- О ком эта трагедия?

- Кто такой Мефистофель?

- Кто такой Фауст?

- С какой целью автор вводит в трагедию образы Бога и Мефистофеля?

3. Актуализация субъективных знаний

- Итак, обратимся к трагедии. Хочу вернуть вас к Прологу, где разворачивается спор о Человеке Бога и Мефистофеля? Заполните схему в маршрутном листе.

Т. е. Бог и Мефистофель рассматривают внутренние качества человека, т. е. его душу. Что такое душа? Подберите ассоциации к этому слову. И во эту душу хочет испытать М.

- Я предлагаю посмотреть отрывок арии Мефистофеля из оперы «Фауст». Во время просмотра отрывка заполните таблицу в маршрутном листе «Характеристика Мефистофеля»- Что вы услышали и увидели?

- Известный оперный певец Федор Шаляпин говорил о Мефистофеле: «Мефистофель дьявольски красив, но он не дьявол. Он темная сторона человеческих страстей».

-А вот художники эпохи Просвещения старались показать человека вот таким. Я предлагаю вам посмотреть репродукции картин этого времени. Что вы можете сказать о них?

Веком ранее написаны портреты этих юных женщин, потому еще скованы линии, профильное изображение, но образы очаровательны, В свое время они были символом ликующей светом женской красоты. Может быть, и Гретхен была такая… Появляются и жанровые (бытовые) картины, герои которых – обычные люди в обычных ситуациях. Обратите внимание на цветовое соотношение лиц и фона. Просветитель утверждает: «Человек, ты красив. Твой внутренний мир одухотворен. Познай себя и мир. Преобразуй темный, мрачный мир вокруг себя. Совершенствуй и совершенствуйся!»

- Можно ли спорить о душе? Зачем? Какая она в вашем понимании? Напишите синквейн к слову ДУША.

-И вот теперь предстоит решить самый главный вопрос: КТО ЖЕ ПРАВ В СПОРЕ ЗА ЧЕЛОВЕКА : БОГ ИЛИ МЕФИСТОФЕЛЬ?

Исходя из всего сказанного, заполните

свою точку зрения на данную проблему, используя метод «Пресс»

3. Метод «Пресс»

Изложите свою мысль: «Я считаю…»

Объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»

Приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»

Сделайте вывод: «Таким образом…»

- Актуальна ли трагедия И. В. Гёте в наши дни?

Я хочу обратить ваше внимание на воображаемые мировые весы. Как вы, наверное, догадались, это качество людей. Что положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру; разочарование, цинизм, эгоизм).

6. Оцените свою работу на уроке.

«Две звезды и пожелание» - одноклассникам (группам)

Делятся на группы по именам главных героев трагедии.

Желают удачного дня

Записывают тему. Ставят перед собой цель.

Отвечают

- Это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в борьбе, обрекающей его на погибель.

- На трагический конец.

Бог олицетворяет Природу

Образы Добра и Зла

Заполняют, отвечают

Смотрят, заполняют

Звучащую уверенность в собственном беспределе и презрение к человеку.

Отвечают

Высказывания учащихся

Работают в группах, пока звучит реквием Моцарта

Отвечают

Слушают, смотрят

рассуждают

записывают

работа в группах

Две группы – Бог

Две группы – Мефистофель

Составление и защита презентации

Работают индивидуально в маршрутных листах

Отвечают: ДА

Записывают на стикерах и отправляют в чаши

Самооценивание

Высказывают пожелания

Похвала

Похвала

Оценивание одноклассников! – согласны

? – не совсем согласен, есть вопросы

Оценивание одноклассников! – согласны

? – не совсем согласен, есть вопросы

Оценивание одноклассников! – согласны

? – не совсем согласен, есть вопросы

Суммативное оценивание

Формативное оценивание Карточки с именами :Мефистофель, Вагнер, Гретхен, Фауст.

Маршрутный лист

Марщрутные листы

Маршрутные листы

Постер

Маршрутные листы

стикеры

Листы оценивания

3 минуты 7. Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал, что….

- Мне это знание необходимо для….

Если есть вопросы, оставьте их в корзине.

Продолжают предложения

Стикеры

«корзина вопросов»

2 минуты 8. Домашнее задание: напишите сочинение на одну из тем: «Философский смысл образа Фауста», «Тема любви в трагедии», «Роль злого начала в судьбе человека».

Спасибо за урок!

дневники

Приложение

Маршрутный лист учащегося 8 «Б» класса___

Тема___ Спор о человеке, спор за душу человека. (По трагедии И. Гёте «Фауст»)

Цель ___

1. Допишите схему.

2. Подберите ассоциации:

3. Характеристика Мефистофеля.

Какой он? (5 прилагательных) Что в нём отталкивает? Что в нём притягивает?

4. Синквейн.

1) Душа.

2)

3)

4)

5)

5. Метод «Пресс»

Изложите свою мысль: «Я считаю…»

Объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»

Приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»

Сделайте вывод: «Таким образом…»

___

Оценочный лист

Ф. И баллы

1. Активное участие в блиц-опросе (за каждый ответ 1 балл)

2. Заполнение схемы в Мш:

-дописал – 1 балл

-не записал – 0 баллов

3. Заполнение таблицы:

- три колонки – 3 балла;

- две колонки – 2 балла;

- одна колонка – один балл

4. Написание синквейна:

-5 строк – 3 балла;

3 строки – 2 балла;

2-0 – 0 баллов

5. Участие в составлении и защите презентации:

-активно участвовал и защищал – 3 балла

- активно участвовал – 2 балла

- выдвигал некоторые идеи – 1 балл

- молчал – 0 баллов

6. справился с 5 заданием, написал своё мнение – 3 балла

-не написал – 0 баллов

Дополнительные баллы:

Итого баллов

«5» - 15 – 12 баллов

«4» - 11 – 9 баллов

«3» - 8 – 5 баллов

«2» - 4 - 0 Оценка за урок

Урок русской словесности «Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И. Гёте «Фауст»)»

Прикреплённые файлы:

iogan-volfgang-gyote_jv9di.pptx | 17067,24 Кб
 
Публикации по теме:

«Спор овощей». Стихотворение-драматизация «СПОР ОВОЩЕЙ» Как-то раз овощи спор завели на столе: -Кто лучше, важней и нужней на земле? Заявила всем картошка, -Я в супе – главный компонент.

Стихотворение-драматизация «Спор красок» Авторское стихотворение - драматизация "Спор красок" Воспитатель МБДОУ "Детского сада комбинированного вида № 160" г. о. Самара: Гирфанова.

Конспект занятия по авторской сказке «Про спор ложек» для детей 2,5–3,5 лет Все мы знаем и любим сказки. Сказки народные и авторские. Сказки о животных,волшебные,социально-бытовые (сатирически-бытовые). Сказки помогают.

«Спор Зеленых великанов». Непосредственно образовательная деятельность в рамках реализации проекта «Тайны Зеленых великанов»«Спор Зеленых великанов». Непосредственно образовательная деятельность в рамках реализации проекта «Тайны Зеленых великанов» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе: «Спор Зеленых Великанов»Цель: Дать представление о хвойных и лиственных деревьях,.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Спор осенних красок» Дети входят в зал парами и встают в рассыпную парами. Танец - вход под песню "Осень пришла к нам в гости Осень" (в конце перестроение в.

Спор овощей (сказка) На одной грядке, в огороде, жили - были Овощи. Днем грелись на солнышке, а ночью укрывались листочками и спали. Как-то раз попал в огород.

Стихотворение-сценка «Спор времён года» Моя авторская сценка -стихотворение перед дефиле костюмов из бросового материала"СПОР ВРЕМЁН ГОДА: Весна спорила с зимою, Осень с летом.

Конспект занятия по математике «Спор друзей. Измерение длины предмета» Составители: Блезинг Т. В., воспитатель Семашко А. Н., воспитатель Тема:. Спор друзей. Цель: учить измерять длину предмета разными мерами.

Урок по внеурочной деятельности в первом классе «Рабочие инструменты» человека» Урок по внеурочной деятельности в 1 классе. ТЕМА: «Рабочие инструменты» человека. ЦЕЛЬ: • пропагандировать здоровый образ жизни; • формировать.

Весенний праздник «Спор весенних цветов» Весенний праздник «Спор весенних цветов» Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Ведущая: Взгляните как стало красиво вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русской словесности «Спор о человеке, спор за душу человека (по трагедии И. Гёте «Фауст»)»
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 19:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД