Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка

Александра Никольская
Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка

Доклад

Тема:

«Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка»

Воспитатель: Никольская A.M.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. В младшем возрасте знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок.

Малыши используют потешки во время умывания, причесывания, игра в «дочки-матери».

В старшем возрасте много времени уделяется сказкам, которые желательно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Не надо спешить задавать детям вопросы по содержанию сказки. Дети должны поделиться впечатлениями друг с другом. Взрослый вступает в беседу только тогда, когда возник спор или создалось неверное понимание смысла сказки.

Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, надо подобрать соответствующие игрушки и показывать их детям: «Дети посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начинается беседа, к которой дети вспоминают события сказки, поступки ее героев, выявляется отношение к ним.

Следующим этапом можно сделать конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказки.

Затем проводится игра - драматизация отдельных эпизодов по желанию детей, если сказка много - эпизодная. Этот этап самый кропотливый и долгий, но и самый интересный. Обычно бывает трудно выбрать кого-либо на роль (много желающих).

Можно поступить так: внести предметы ряжения, попросить детей угадать, какую сказку будем драматизировать и предоставить детям самостоятельность. Они создают сказочные ситуации с использованием атрибутики, декорации именно для этой сказки, выбирают главных героев. Дети не занятые этим становятся зрителями.

Можно применять такой прием, как прослушивание сказки в грамзаписи. Музыку, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, наслаждаться нежностью, напевностью народного языка.

Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко запоминаются и воспринимаются.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. В них много олицетворений, мелких определений.

Пословицы можно использовать в любых ситуациях. Например, дети собираются на прогулку. Можно напомнить медлительному ребенку: «Семеро одного не ждут». Или не аккуратному ребенку можно заметить: «Поспешишь — людей насмешишь».

На прогулках пословицы помогают детям лучше запоминать и понять разные явления природы: «Весна красна цветами»; «Осень красна плодами». Загадка - полезное упражнение для детского ума. Можно устраивать для детей вечера загадок.

Мы, в нашей группе, во всех режимных моментах используем подвижные игры такие как: «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Заинька», «Кто и мыши» и др. В этих играх мы развиваем у детей выразительную речь, активизируем и пополняем словарный запас детей, отрабатываем и развиваем основные движения их координацию. Мы обучаем детей выполнять действия в соответствии с текстом. Дети любят играть в эти игры, часто сами просят поиграть в ту или иную игру.

Эти игры мы проводим и на занятиях, и в свободное время используем в качестве физической минутки. Кроме подвижных игр используем народные потешки с обыгрыванием. Например: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?».

Используя народные игры, мы знакомим детей с народными обычаями и традициями.

Задачи на будущее:

> продолжать использовать в работе с детьми народные игры и народный фольклор;

> родителям необходимо дома с детьми учить как можно больше пословиц, поговорок, потешек, загадок.

Когда дети пойдут в школу, они будут эмоционально читать стихи, применять свои знания устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимать участие в утренниках.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 08:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...