Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка

Александра Никольская
Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка

Доклад

Тема:

«Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка»

Воспитатель: Никольская A.M.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. В младшем возрасте знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок.

Малыши используют потешки во время умывания, причесывания, игра в «дочки-матери».

В старшем возрасте много времени уделяется сказкам, которые желательно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Не надо спешить задавать детям вопросы по содержанию сказки. Дети должны поделиться впечатлениями друг с другом. Взрослый вступает в беседу только тогда, когда возник спор или создалось неверное понимание смысла сказки.

Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, надо подобрать соответствующие игрушки и показывать их детям: «Дети посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начинается беседа, к которой дети вспоминают события сказки, поступки ее героев, выявляется отношение к ним.

Следующим этапом можно сделать конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказки.

Затем проводится игра - драматизация отдельных эпизодов по желанию детей, если сказка много - эпизодная. Этот этап самый кропотливый и долгий, но и самый интересный. Обычно бывает трудно выбрать кого-либо на роль (много желающих).

Можно поступить так: внести предметы ряжения, попросить детей угадать, какую сказку будем драматизировать и предоставить детям самостоятельность. Они создают сказочные ситуации с использованием атрибутики, декорации именно для этой сказки, выбирают главных героев. Дети не занятые этим становятся зрителями.

Можно применять такой прием, как прослушивание сказки в грамзаписи. Музыку, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, наслаждаться нежностью, напевностью народного языка.

Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко запоминаются и воспринимаются.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. В них много олицетворений, мелких определений.

Пословицы можно использовать в любых ситуациях. Например, дети собираются на прогулку. Можно напомнить медлительному ребенку: «Семеро одного не ждут». Или не аккуратному ребенку можно заметить: «Поспешишь — людей насмешишь».

На прогулках пословицы помогают детям лучше запоминать и понять разные явления природы: «Весна красна цветами»; «Осень красна плодами». Загадка - полезное упражнение для детского ума. Можно устраивать для детей вечера загадок.

Мы, в нашей группе, во всех режимных моментах используем подвижные игры такие как: «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Заинька», «Кто и мыши» и др. В этих играх мы развиваем у детей выразительную речь, активизируем и пополняем словарный запас детей, отрабатываем и развиваем основные движения их координацию. Мы обучаем детей выполнять действия в соответствии с текстом. Дети любят играть в эти игры, часто сами просят поиграть в ту или иную игру.

Эти игры мы проводим и на занятиях, и в свободное время используем в качестве физической минутки. Кроме подвижных игр используем народные потешки с обыгрыванием. Например: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?».

Используя народные игры, мы знакомим детей с народными обычаями и традициями.

Задачи на будущее:

> продолжать использовать в работе с детьми народные игры и народный фольклор;

> родителям необходимо дома с детьми учить как можно больше пословиц, поговорок, потешек, загадок.

Когда дети пойдут в школу, они будут эмоционально читать стихи, применять свои знания устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимать участие в утренниках.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речевой активности ребенка
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 08:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Заседание клуба для родителей «Всегда ли мы понимаем друг друга?»
Заседание Клуба для родителей Тема: «Всегда ли мы понимаем друг друга» Цель занятия : гармонизация детско-родительских отношений, эмоциональное...
Фотоотчет об участии в экологическом квест-фестивале «Я — землянин»
2017 учебный год, в группе "Непоседы" начался активно. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, интернет-конкурсах, семинарах. Одним из самых интересных...
«Ёжик». Аппликация шерстью с элементами рисования для детей трёх лет
" Ёжик" Аппликация шерстяными нитками с элементами рисования для детей трёх лет. В интернете посмотрела видео "Занимаемся с ребёнком дома" и решила сделать...
Фотоотчет об акции «Подари детям книгу»
АКЦИЯ "Подари детям книгу". Время проведения акции с 09. 10 по 20 . 10 17 г Цель: воспитания любви и бережного отношения к книгам, развития познавателного...