Утренник в старшей группе «Как народы Поволжья весну встречают»

Лариса Суворова
Утренник в старшей группе «Как народы Поволжья весну встречают»

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Цели: популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей, развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки. Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов; создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. Приобщение детей и родителей к народному фольклору.

Задачи:

«Музыка»: совершенствовать певческий голос, развитие навыков танцевальных движений; продолжить приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус.

«Социализация»: развивать интерес к народным играм; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; развивать у детей артистические способности.

«Коммуникация»: развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

«Чтение художественной литературы»: прививать чуткость к поэтическому слову

«Физическая культура»: развивать глазомер, формировать выносливость, быстроту.

.

Ход:

1. Вводная часть.

В фойе встречают гостей скоморохи, играют на дудочке и в барабан.

Скоморох. – Здравствуйте, родители! В наш праздничный зал пройти не хотите ли!

Скоморошка. Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

Веселое настроение!

Родители занимают места в музыкальном зале. В фойе находятся дети в народных костюмах. Они проходят в зал после родителей.

Воспитатель. Ой, что это за честной народ здесь собрался?

Что за праздник будет тут, кто бы догадался?

Скоморошка. Заходите, ребятишки

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь,

Удобнее располагайтесь!

Под музыку дети проходят и встают около стульев.

Скоморох. Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка – Катюшка

Златовласая девчушка,

А Арсенька - молодец

И Данилка– удалец!

И татары и удмурты,

И чуваши, и мордва

Всех мы рады сегодня видеть

И праздник открывать пора!

Воспитатель. Подождите, скоморохи.

Нас на праздник пригласили

И совсем не пояснили,

Что за праздник будет тут.

Объясненья гости ждут.

2 Основная часть.

Ребенок. Как во городе во Чапаевске,

Во Самарской большой губернии

Отмечают наши детушки

Праздник славный,

Праздник весенний.

Ребенок. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дети берутся за руки и встают на хоровод «Веснянка».

Воспитатель загадывает загадку об избе.

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба)

Воспитатель. – Правильно, изба. А давайте заглянем в избу.

Воспитатель стучит в избу.

Ребенок. Ой, что-то лежит у порога (ребенок поднимает лапоть, показывает). Это обувь простых людей, называется «лапоть». Носили ее давным-давно, в старину. Плели из лыка. Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов. Значит и нас кто-то решил уберечь от них. Только вот кто? Уж не домовой ли?

Домовенок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Воспитатель. Ой, кто это?

Домовенок. Кто, кто, а то не знаешь (выходит из избы). Это я, домовенок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про все на свете знаю. А вы кто такие?

Воспитатель. Это дети из детского сада. Хотят посмотреть и показать, как народы Поволжья весну встречают, какие песни поют, какие игры знают.

Домовенок. Это можно. Мы живем с вами на красивой реке Волга. Наша Волга считается самой крупной рекой мира. Поволжье многонациональный край. Здесь живут русские, удмурты, чуваши, марийцы, татары, мордва.

Выходят дети в национальных костюмах.

Ребенок в русском костюме. У моей России

Очи голубые, русая коса.

На лесных озерах,

На степных просторах

Поднялась Россия –

Дивная краса.

Ребенок в татарском костюме. Татарстан трудись и пой

В работе, в песне я с тобой.

Чтоб сады твои цвели,

Чтоб била нефть из - под земли.

Ребенок в чувашском костюме. Чувашия песнями славится,

Городами светлыми, новыми,

А какие сады вишневые,

А пшеница в поле – красавица.

Ребенок в удмуртском костюме. Республика – Удмуртия,

А страна – Россия.

Нет родины прекрасней,

Нет родины красивей.

Ребенок в марийском костюме. Марийский край родной на карте мира,

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах мой край марийский милый,

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Домовенок. Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Поволжья трудолюбивые люди. А для отдыха устраивают праздники.

Ребенок. Идет Матушка-Весна - отворяй ей ворота.

Белый снег сошел, значит Март пришел.

Танец с ложками.

Входят дети в удмуртских костюмах.

- Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. На кануне Акаяшки топили баню, надевали белые рубахи, готовили кушанье. Каждая семья выходила на свой участок земли и начинала пахать землю. Вспахав первую борозду, туда клали яйцо или лепешку в честь своих предков. Во время праздника Акаяшки проводились конные состязания.

Игра «Конное состязание».

Дети встают парами (конь и наездник). Первый игрок –конь-вытягивает руки назад-вниз, второй-наездник-берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.

Правила игры. Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает только наездник.

Предложить родителям подержать платочки.

Ребенок. Вот апрель в окно стучится.

Что несёт нам наш апрель?

Прилетают с юга птицы,

Тает снег, звенит капель.

Дети поют песню «Апрель».

Выходят дети в марийских костюмах.

- У марийцев, как у русских и чувашей, есть главный весенний праздник. У марийского народа он называется Кугече (Пасха). К празднику Кугече готовились так: мыли все стены дома, потолок, стирали бельё, наводили порядок в доме и на дворе, варили пиво. К пасхальной неделе парни устанавливали качели. У качелей устраивали молодежные игры, песни и танцы. Одна из таких игр – катание яиц. Их ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что тот, кто набирал по -больше яиц - самый счастливый. Яйцами угощали родственников, соседей,

Игра «Кто больше наберет яиц».

Для игры потребуются пластмассовые мячики. Их выкладывают рядом друг с другом (можно кругом). Выходят два ребенка, у каждого в руках мячик. Каждый из детей встает на расстоянии 3 метров от своей кучки мячей. Дети должны покатить мяч так, чтобы выбить мячи. Кто больше выбьет, тот и выиграл.

Ребенок. Был апрель, а вот и Май,

Солнце в терем приглашай!

Я принес травы душистой,

И цветов, и дождик чистый.

И сережки для березки, а еще

Весну в повозке!

Выходят дети в татарских костюмах.

- В татарской семье в почете праздник Сабантуй. Он выявляет батыра. Слабый-не горюй.

- Вы татары выходите

Да свой танец покажите!

Дети танцуют татарский танец.

Выходят дети в чувашских костюмах.

Наступила всем на радость

Благодатная весна.

Горячо лаская солнце

Будит землю ото сна.

- В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлением чувашей, в этот день солнце выходит пританцовывая, то есть особенно торжественно и радостно. Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали детям древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар.

- По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали своим свистом весну счастливый год, богатый урожай.

Воспитатель. Наши дети тоже знают много сказок и сейчас одну вам покажут.

Дети сидят на стульях около пианино.

Инсценирование сказки «Красная шапочка на новый лад»

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Уважаемые гости, Вам понравились наши посиделки?

Народные традиции и обычаи сохраняет семья.

Семья – это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские их согревают,

Как солнца сеяния они горячи,

А руки отца от беды заслоняют

Забота родных – как солнца лучи!

Заключительная песня «Песенка-чудесенка».

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Утренник в старшей группе «Как народы Поволжья весну встречают»
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 09:07
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...