«Уж небо осенью дышало…» Конспект коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром

юлия невзорова
«Уж небо осенью дышало…» Конспект коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром

Конспект НОД

Подготовительная группа

Тема: Уж небо осенью дышало…

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о характерных при-знаках осени.

Задачи:

1. Образовательные: Упражнять детей в составлении предложения по кар-тинно – графическому плану. Закреплять умение подбирать глаголы и прилага-тельные к существительным, согласовывая слова в роде, числе и падеже. Уп-ражнять детей в составлении распространенных, вопросительных предложений.

2. Развивающие: Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую мотори-ку; ориентировку в микропространстве. Развивать доказательную речь.

3. Воспитательные: Воспитывать любознательность, уверенность и самостоя-тельность в выполнении заданий

Материал:

Демонстрационный:

• Карточки-модели «откуда берут знания» Приложение 1;

• Схематическое изображение признаков осени Приложение 2

• Шапка и мантия для учёного.

• Муляж картофеля, мешочек

• Модели слов – предметов (существительные, контурное изображение треугольников, слов – признаков (прилагательные, чёрный треугольник, слов – действий (глаголы, чёрный треугольник с руками) Приложение 3.

• Аудиозапись «Антошка»

Раздаточный:

• указка на каждого ребёнка;

• на каждого ребёнка лист разлинованный на 10 клеток в 2 ряда (клетка 5 *5);

• Плотный лист бумаги (20 * 20) с таблицей 3 * 3, в каждой клеточке силу-эт животного Приложение 4;

• Простой карандаш.

Предварительная работа.

• Рассматривание картины «Золотая осень», художник С. А. Куприянов;

• «Подбери слова – признаки (слова – действия)» (подбор к существитель-ному прилагательных и глаголов, согласовывая слова в роде и числе);

• «Назови по – другому» (подбор слов близких по смыслу);

• «Скажи наоборот» (подбор антонимов);

• «Задавайка» (составление вопросительного предложения по опорным словам. Например: зимует – Как заяц зимует);

• «Узнай и назови»;

• Рассматривание фруктов, листьев, овощей, грибов, ягод в разных модаль-ностях (цветные, силуэтные, контурные, зашумлённые, наложенные изо-бражения);

• Чтение художественной литературы («Унылая пора! Очей очарованье» А. С. Пушкин, «Осень наступила» А. К Плещеев, «Есть в осени первона-чальной» Ф. И. Тютчев, «Улетают журавли» И. Соколов- Микитив, «Се-рая шейка» Мамин-Сибиряк.

• Рисование, лепка, аппликация по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья»;

• Совместная деятельность «родитель + ребёнок»: «Твоя страничка в эн-циклопедию «Уж небо осенью дышало».

Ход:

Педагог читает стихотворение А. С. Пушкина в сопровождении музыки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…

Вопросы к детям

- Кто написал стихотворение?

- О каком времени года рассказывает Александр Сергеевич?

- Какие осенние признаки описал поет?

- мы с вами много говорили об осени. Как настоящие ученые добывали знания и составили свою энциклопедию – «Уж небо осенью дышало». В энциклопедии нет рассказов, одни картинки. Дети любят, когда им читают. Ребята, давайте мы составим рассказ об осени. Составить рассказ нам помогут игры.

- Вспомните, откуда мы брали знания для энциклопедии? (педагог обращает внимание детей на карточки-модели «откуда берут знания»)

Почему так говорят: Осень – запасиха?

- На какое слово похоже слово запасиха? (запас, запасаться)

- Осень запасиха, потому что животные запасаются едой на зиму.

Как ещё животные готовятся к зиме?

-накапливают много подкожного жира.

- Что делают люди, что бы сохранить овощи, фрукты, ягоды, грибы

- люди консервируют, замораживают, засаливают еду.

Игра «Задавайка». Овощи. (муляж картофеля)

- Что растёт в огороде? Как назвать общим словом?

- Кирилл, угадай, что спряталось в мешочке? (картофель)

- Ребята, давайте спросим друг у друга, что мы знаем о картофеле? (Ведущий называет признак, а дети составляют вопрос и отвечают на него. Тот, кто отве-чал, теперь придумывает и задаёт вопрос, а листочек (эстафетный знак) переда-ёт следующему ребёнку по кругу. Он и будет отвечать на вопрос.)

Картошка.

Форма – Какой формы картофель?

Цвет – какого цвета картофель?

Вкус – какая на вкус картофель?

Растёт – где растёт картофель?

Готовят – как картофель готовят?

На ощупь – какой картофель на ощупь?

Заготавливают – как картофель заготавливают на зиму? и т. д.

Игра «9 квадратов»

- Скоро наступит зима. У лесных животных самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму.

У детей на столе лежит таблица 3*3 с силуэтным изображением животного

Вопросы к детям

- Кто спрятался в окошках?

- Какие животные впадают в спячку?

- У каких животных наступает линька? Почему?

Где находится белка? (в правом нижнем углу)

Поверните вправо лист 1 раз. Где оказалось белка?

Поверните вправо лист 2 раза. Где оказалось белка?

Ребята отодвиньте лист на середину стола. Смотрят только глазки.

Поверните вправо лист 1 раз. Где оказалось белка?

Поверните вправо лист 2 раза. Где оказалось белка?

Игра «Подбери слова» (фрукты) (модели слов – предметов, слов – признаков, слов – действий, цветное изображение фруктов)

По дорожке золотистой

Осень тихо в сад вошла,

Груш и яблок

Много – много принесла.

- Ребята давайте поиграем в игру «подбери слова». Посмотрите на значки, ка-кие слова надо подобрать?

Слово-предмет, слова – признаки, слова действия

Дети подбирают слова

Яблоко – сладкое, сочное, гладкое, твёрдое, красное, полезное. Яблоко - чистят, срезают, варят, моют, собирают.

Физминутка

Вершки – корешки. Под музыку

Педагог называет овощи, если растёт в земле - дети садятся, если над замлёй дети поднимают руки.

Вершки – корешки. Под музыку

Почему так говорят. Поговорки (педагог вместе с детьми обсуждает поговор-ки)

Осенью люди продолжают собирать грибы. У опытных грибников есть свои по-говорки. Хотите узнать?

Где один гриб, там и другой.

Тише идешь, больше наберешь.

Составление рассказа об осени

Ребята вы много узнали об осени. Давайте запишем рассказ с помощью знач-ков.

Что происходит с погодой осенью? (дожди, солнце, ветер)

Что происходит с растениями?

Что происходит с деревьями? С листьями?

Почему листья желтеют?

Как животные готовятся к зиме?

Что происходит с животными? С птицами?

Как осень называют поэты?

Выбор учёного. Учёный рассказывает свой рассказ у доски.

Учёный Полина подготовила нам свой рассказ давайте послушаем. (На учёного одевают шапочку и мантию).

Зрительная гимнастика.

Анализ.

Ребята, какие игры вам были интересны?

Что было трудным? Когда нужна была помощь?

Что смогли выполнить самостоятельно?

Мы сегодня закончили нашу энциклопедию. Вы, ребята, проявили себя как от-ветственные, любознательные учёные.

Приложения

Приложения 1

Карточки-модели «Откуда берут знания»

«Уж небо осенью дышало…» Конспект коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром

Приложение 2

Признаки осени предлагаемые для схематического изображения

Частый дождь

Солнце греет слабо

Сильный ветер

Растения осенью увядают

Листья желтеют

Животные впадают в спячку, меняют летнюю шубку на зимнюю.

Птицы улетают на юг

Животные запасаются едой

День становиться короче

Золотая осень

Приложение 3

Карточки - модели

Слово - предмет

Слова - признаки

Слова - действия

Приложение 4

9 квадратов

Публикации по теме:

Конспект Интегрированного занятия «Уходит Осень золотая» (Музыкальное занятие, рисование) Конспект Интегрированного занятия «Уходит Осень золотая» (Музыкальное занятие, рисование) Программное содержание: Рисование:.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”. Программное.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Транспорт
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
«Уж небо осенью дышало…» Конспект коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 21:24
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...