В царстве упрямства и капризов, или Как преодолеть кризис трехлетнего возраста

Алена Решетова
В царстве упрямства и капризов, или Как преодолеть кризис трехлетнего возраста

Третий год жизни ребенка. В три года начинается младший дошкольный возраст, многие дети начинают ходить в детский садик, а некоторые дети переходят из яслей в другой детский сад – во вторую младшую группу. Поэтому 3 года – это переломный период в жизни ребенка, когда возрастные особенности плюс новые условия жизни (поступление в детский сад) могут сделать жизнь окружающих очень трудной.

Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста - один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пы­тается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых за­ботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Кризис 3 лет — это не просто очеред­ной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, на­сколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмо­ционально-личностное развитие малыша.

Особое значение понимания кризиса трех лет

Симптомы кризиса 3 лет

1) Ярко выраженный негативизм – стремление делать все на­оборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все. Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку).

2) Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

3) Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4) Своеволие (ребенок все хочет делать сам). Остальные три симптома встречаются реже:

5) Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

6) Обесценивание ребенком личности близких (говорит бран­ные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказы­вается в них играть).

7) В семьях с одним ребенком встречается стремление к дес­потичному подавлению окружающих. Специалисты по детской психологии, описы­вающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, про­тив сложившейся ранее системы отношений в семье, за эманси­пацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я - сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Некоторые особенности протекания кризиса 3 лет

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Слу­чайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у де­тей по 5 раз в день и более.

- Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упря­миться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фикси­рованном» упрямстве, истеричности как удобных способах ма­нипулирования родителями. Чаще всего это результат соглаша­тельского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Как вести себя родителям

• Не придавайте большого значения упрямству и капризности.

• Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

•Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувст­вовать, что вы его понимаете.

• Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребен­ку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще силь­нее взбудоражат.

• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказа­ли «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка проте­кает в общественном месте.

- Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибе­гайте к помощи посторонних.

• Взрослые должны сохранять общее положительное отно­шение ребенка к самому себе.

• Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.

• Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дай­те больше самостоятельности.

• Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.

• Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.

• Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

• Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Ска­жите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверен­ность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

• Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать за­преты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой не­которых компромиссов.

Публикации по теме:

Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников через познавательно-речевое развитие (младшая группа, возраст 3-4 года) Дошкольный возраст является одним из главных в формировании физического здоровья. Гимнастики после дневного.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
В царстве упрямства и капризов, или Как преодолеть кризис трехлетнего возраста
Опубликовано: 18 августа 2013 в 16:42
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...