Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах помогают родителям спланировать день ребенка
Для гармоничного развития детям важно проводить дни насыщенно и разнообразно. Планируя занятия для ребят с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать различные факторы. Специалисты особого семейного центра им. Г. И. Россолимо рассказывают, как организовать свободное время, чтобы провести его интересно и с пользой.
2243470-1688451870
Важно соблюдать главные режимные моменты, к которым ребенок привык: время сна и питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. «Особые дети зачастую быстро привыкают к последовательности и повторяемости определенных действий и ритуалов. И любое изменение может спровоцировать хаос в сознании. Наша цель – создать целостную, упорядоченную картину мира, потому придерживаться режима просто необходимо», – поясняет воспитатель Людмила Кошлакова.
Публикация «В особых семейных центрах помогают родителям спланировать день ребенка» размещена в разделах
- День защиты детей. 1 июня
- День ребенка, 20 ноября
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Чтобы правильно спланировать режим дня необходимо перенести его на бумагу или вести в электронном виде. Для детей лучше всего составить расписание, используя карточки альтернативной коммуникации. Ребенку будет легче ориентироваться в распорядке дня, что снизит тревожность.
Из чего состоит день особого ребенка?
Особое значение в летний период имеют прогулки на свежем воздухе. Хорошая погода и разнообразие природы вокруг позволяют превратить их в настоящие познавательно-развивающие занятия. Гуляя в парке, закрепляйте с ребенком цвета, формы и величины: небо голубое, трава и листья зелёные; деревья высокие, кусты низкие; дорога широкая, а тропинка узкая; есть стволы деревьев толстые, а есть совсем тонкие.
Также можно развивать и тактильное восприятие. Давайте ребенку возможность потрогать гладкие листья березы или аккуратно прикоснуться к иголочкам хвойных деревьев. Обязательно покажите желуди, шишки, прикоснитесь к воде, дайте попробовать на вкус ягоды. На даче или в деревне стоит чаще ходить по траве или песку босиком.
2243470-1688451930
«В летний период расширяется диапазон подвижных игр, которые можно проводить на свежем воздухе. Каждому ребенку можно подобрать именно ту, которая ему доступна. Догонялки, активности с мячом или ракетками развивают крупную моторику и пространственное восприятие, а спокойные игры с песком – тактильное восприятие, мелкую моторику и воображение», – говорит учитель-дефектолог Ирина Гусева.
Планируя день ребенка, не нужно стараться занять его всем и сразу. Информация должна быть дозированной, на одну тему и с дальнейшим закреплением. Так она запомнится быстрее.
Восьмилетний Антон очень любит смотреть мультфильмы. Чтобы этот процесс приносил пользу, специалисты порекомендовали маме включать их в режим ребенка, но только в первой половине дня.
«Не рекомендуется просматривать мультики перед сном, так как это может привести к эмоциональному перенасыщению и расторможенности. Продолжительные по времени картины стоит разбить на небольшие части», – отмечает Ирина Гусева.
При выборе фильма нужно руководствоваться его пользой, выбирать развивающие сюжеты и, конечно, просматривать их вместе. После увиденного обязательно обсудить сюжет и главную мысль. А чтобы закрепить полученные знания, попробовать нарисовать или раскрасить героев, воспроизвести на бумаге все, что ребенку запомнилось. После мультфильма Антон с удовольствием не только рисовал, но и лепил из пластилина запомнившихся ему животных и предметы.
Кроме того, полезно проводить время у детского бассейна или настоящего водоёма. В воде хорошо развивается крупная и мелкая моторика, тактильное восприятие, ощущение самого себя в пространстве.
Также можно с ребенком заняться выращиванием растений. Показывать, как рыхлить землю, сажать семена, наблюдать за ростом, ухаживать и поливать. Если нет дачи, можно с лёгкостью устроить огород на подоконнике. Такое занятие развивает у детей внимание, память, тактильное и зрительное восприятие. Ребята под руководством взрослого учатся брать на себя ответственность и доводить дело до конца.
«Не стоит бояться делегировать прогулку или режимные моменты другим членам семьи. С ребенком прекрасно погуляет в парке бабушка или тетя, пока родители занимаются своими делами», – добавляет Людмила Кошлакова.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.