Лучший педагог года

Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности

Люда Варламова
Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Л. А. Педагог-психолог МБДОУ №1 «Золотой петушок». Тема моего выступления «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ДО».

2 слайд.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Публикация «Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности» размещена в разделах

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

3 слайд.

Основная цель образования сейчас – это помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал. Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.

И поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность.

4 слайд.

Основные понятия:

Одаренность - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких – либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности.

Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети –

1) термин, используемый применительно к детям, чьи интеллектуальные способности значительно превышают средний уровень для данного возраста.

2) дети, демонстрирующие общие таланты в каких – либо сферах деятельности.

5 слайд.

Возрастная динамика развития одаренности.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т. е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских.

6 слайд.

Каковы же условия развития детской одаренности?

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.

Педагогом-психологом в нашем детском саду проводится диагностика уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности. Создание индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

• наличие высококвалифицированных педагогов и воспитателей;

• наличие богатой предметно-пространственной среды,

стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,

•обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

• наличие образовательной системы.

7 слайд.

Главное в обучении одаренных детей это все-таки педагог. Только личности может воспитать личность, а если последняя уже таковой является, каким же должен быть учитель малолетних гениев?

Какие качества должны быть ему присущи?

- Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.

- Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.

- Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

- Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом.

8 слайд.

в своей работе для создания условий развития детской одаренности Мы используем следующие формы работы с детьми и родителями:

Формы работы с одаренными детьми :

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

9 слайд.

Наши педагоги с детьми и родителями участвуют в проектной деятельности. В старшей группе детского сада реализовали проект «Наша дружная семья». Результатами работы было открытое занятие, дети вместе с родителями оформили альбомы своей семьи.

Еще один проект, реализованный в 2017 году в подготовительной группе «Наши дедушки и прадеды». Данный проект был приурочен к Дню Победы. Дети вместе с родителями подготовили материал о своих прадедах участниках ВОВ. На презентации проекта каждый ребенок рассказал о своем прадедушке. Такие мероприятия воспитывают патриотизм, побуждают изучать историю своей страны, своего народа, побуждают к исследованию. Нами в детском саду реализованы и другие проекты: «Профессии моих родителей», «Азбука безопасности пешеходов и другие.

10 слайд.

Еще одним условием развития одаренности является взаимодействие ДОУ с другими структурами социума. Воспитанники нашего детского сада являются частыми посетителями Детской библиотеки им. Ф. И. Панферова, где проходят совместные мероприятия, дети приобщаются к чтению, происходит знакомство с удивительным миром литературы.

Наши воспитанники посещают СОК «Мечта», что способствует физическому развитию детей.

На базе нашего детского сада проходит кружковое объединение «Цветик-семицветик» (ЦРТДЮ МО «Павловский район) Ольга Сергеевна Кошелева.

Также наш детский сад сотрудничает с МУК историко-краеведческим музеем.

Воспитанники детского сада являются обучающимися Павловской детской школы искусств.

11 слайд.

Воспитанники нашего детского сада являются активными участниками муниципальных и садовских конкурсов. Дети занимают призовые места.

12 слайд.

Важным стимулом развития талантов является Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения.

13 слайд.

Неотъемлемой частью развития одаренности каждого ребенка является работа с родителями.

Формы работы с родителями одаренных детей :

-работа родительского клуба «Счастливы вместе»

- индивидуальные консультации психолога;

- детско-родительские проекты.

Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

14 слайд

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.

• Создание игрового пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения

создание «уголка творчества», где имеются в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.

Открытость Природе; созданы уголки природы, в которых ребенок может проявить себя в игровой, трудовой, исследовательской деятельности.

15 слайд.

Для детей, имеющих склонность к математике, в непосредственно-образовательной деятельности я предлагаю усложненные варианты заданий. Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально-дифференцированного подхода и оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

Я провожу развивающие занятия в дошкольниками 6-7 лет 1 раз в неделю. Из курса «Путешествие в страну математику».

Большое значение уделяю задачам-головоломкам, цель которых составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

- игры на моделирование плоских или объемных фигур, которые способствуют развитию образного и логического мышления,

- игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур :

«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»

С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только форма подачи, но и содержание предлагаемого материала, который способен вызвать заинтересованность детей, его познавательную активность.

В группе оборудован уголок занимательной математики.

К созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, который определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.

В уголок помещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это :

- лабиринты - настольно-печатные игры для развития логического мышления, раскраски по числам и т. д.

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей, воспитателей и ребенка. По сути лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме.

Об эффективности проводимой нами работы свидетельствуют результаты педагогической диагностики, согласно которой прослеживается положительная динамика развития логических представлений у каждого ребенка и у группы в целом.

Таким образом, к 7 годам у ребенка развивается гибкость, оригинальность мышления, умение доказывать свое мнение – все это позволяет быть успешными в школе, в общении с окружающими людьми.

При создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Мир вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (войны, природные катаклизмы,.

Актуальность проблемы речевого развития дошкольникаАктуальность проблемы речевого развития дошкольника В наше современное время дети очень мало времени проводят в обществе родителей, все больше за компьютером, гаджетам, телевизором или со.

Доклад на родительском собрании «Развивающая среда — основа развития музыкальной одаренности дошкольников»Доклад на родительском собрании «Развивающая среда — основа развития музыкальной одаренности дошкольников» Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость.

Консультация «Методика раннего выявления дислексии» Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет Оборудование: не требуется. Время проведения: 5-8 мин. Описание методики.

Презентация «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников с использованием регионального компонента» 1 слайд: Тема моей презентации «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников с использованием регионального компонента».

Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОУ Старший воспитатель Арабина Е. Ю. В нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется поддержка одаренных детей. Одаренные дети,.

Семинар «Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста: средства достижения результатов» В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. [b]Основную.

Создание условий для выявления и развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности Для создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого моего воспитанника составляю и реализую индивидуальные.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Значимость физического развития в условиях дошкольной образовательной организации «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие» Аристотель Значимость физического развития в.

Автор публикации:
Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности
Опубликовано: 22 марта 2018 в 12:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД