Папки-передвижки

Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста

Ольга Филина
Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста

ВАЖНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Филина Ольга Юрьевна

Педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» города Кинешмы. E-mail :oufilina2013@yandex.ru

Публикация «Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день не является секретом тот факт, что все больше стало появляться на свет детей с особыми образовательными потребностями. Мнения по образованию, воспитанию, развитию таких детей сильно разнятся в обществе.

С одной стороны, официальные науки (дефектология, логопедия, специальная педагогика и психология, медицина и др.) занимающиеся образованием, воспитанием, развитием детей с особыми образовательными потребностями говорят не только о возможности, но и о необходимости, важности включения детей в массовое образование через инклюзивные подходы.

С другой стороны есть социальное мнение. Не все родители нормально развивающихся детей положительно относятся к тому, что в группу, которую посещает их ребенок, будет включен другой ребенок – с особыми образовательными потребностями. Не редко можно услышать от таких родителей мнение о том, что теперь воспитатели и другие сотрудники дошкольного образовательного учреждения будут больше времени и внимания уделять этому ребенку, тогда как все остальные, нормально развивающиеся дети, недополучат внимания во всех образовательных и воспитательных моментах. Не стоит забывать еще и о самих детях данной группы образовательного дошкольного учреждения, детях нормально развивающихся. Они тоже не готовы, в большей своей степени, принять в свою команду ребенка не такого, как они сами. И в этом их нельзя обвинять, им надо помочь научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Очень важно именно в дошкольном возрасте объяснить ребенку, что все мы разные. Кто-то может хорошо петь, а кому-то простое речевое общение дается с трудом; кто-то может хорошо рисовать, а кому-то сложно удерживать в руках карандаш; кто-то очень быстро бегает, ловко играет в мяч, а у кого-то простые шаги вызывают затруднения; кто-то может легко сочинять сказки, рассказы, решать простые задачки в уме, а кому-то сложно составить рассказ даже при помощи наглядного материала.

Социальный фактор во все времена играл большую роль во взаимоотношениях людей во всех сферах деятельности. Общество привыкло за многие десятилетия к тому, что дети с особыми образовательными потребностями обучались отдельно от детей с нормой в развитии. И даже во вне образовательной сферы дети редко встречались для прямых контактов, взаимодействий. Не устраивались массовые праздники, где могли бы контактировать дети с нормальным развитием и дети с особыми образовательными потребностями. На детских площадках редко можно было увидеть игру детей с разным уровнем развития (как психического, так и физического). А как следствие, нет взаимодействия, нет возможности приобретения опыта для такого взаимодействия. Это касается и взрослых и детей, и тех и других надо учить взаимодействовать с людьми разными.

Что касается социальной составляющей в данном вопросе, то тут все более или менее понятно, озвучена причина отрицательного настроения и возможные пути преодоления таких настроений.

А вот что касается официальной инклюзии, системы и возможности образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных образовательных учреждениях, то тут много неясностей. Но обо всем по порядку.

Есть законодательная база, которая на сегодняшний день прописывает все пути обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Разрабатываются примерные адаптированные программы для обучения, воспитания и развития таких детей, причем, не только по видам, но и по тяжести этих нарушений.

Все вновь строящиеся образовательные учреждения строятся с учетом создания доступной, комфортной среды для детей с особенными образовательными потребностями. На первый взгляд все это выглядит хорошо и оптимистично, но….

По мнению педагогов, специалистов, родителей, законодательная база дает большой шаг на развитие инклюзивного образования в будущем (и это хорошо, это очень нужно и важно, но часто не учитывает сегодняшних условий и возможностей дошкольных образовательных учреждений, настроений социума.

В отличие от вновь строящихся зданий дошкольных образовательных учреждений, те, что были построены много лет назад, не приспособлены сегодня к приему особенных воспитанников. Если есть возможность создать пандусы, это уже хорошо, но как быть с предоставлением и переоборудованием элементарных туалетов, комнат для гигиенических процедур. Не стоит забывать и о необходимости создания условий в группах дошкольных образовательных учреждений. Их планировка, оснащенность как предметной среды, так и дидактическими материалами, сегодня мало где готова принять детей с особыми образовательными потребностями.

Примерных адаптированных программ на сегодня не много, но они есть, это важно. Но у педагогов дошкольных учреждений появляется проблема уже на уровне составления индивидуальных программ для каждого особенного ребенка. Инклюзия – дело относительно новое для нашей страны, методисты (если они и есть в дошкольной образовательной организации) не всегда могут ответить на все вопросы по составлению таких программ. Ситуация сильно осложняется и тем, что нет необходимых специалистов, которые должны в первую очередь работать с детьми с особыми образовательными потребностями, и уже в свою очередь давать рекомендации по взаимодействию в разных сферах жизнедеятельности особенного ребенка педагогам, воспитателям, другим сотрудникам учреждения а так же родителям и лицам их заменяющих. А ведь еще необходимо и самих педагогов, воспитателей, других сотрудников дошкольного образовательного учреждения, а так же родителей особых детей обучать взаимодействию с такими детьми. Необходимо организовывать курсы по переподготовке кадров, а еще лучше предоставлять возможность получения необходимого дефектологического образования всем сотрудникам учреждения. Важно и родителей обучать на собраниях, форумах, семинарах. Причем не только тогда, когда они подросли и пришли на первую ступень образования, то есть в дошкольное образовательное учреждение, а уже на стадии постановки диагноза их ребенку. Потому что многие родители не имеют педагогического образования и поэтому просто упускаются многие сенситивные периоды в развитии и так с нарушением развивающихся детей.

Рассмотрев инклюзию с точки зрения законодательной базы, создания условий для обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, наличия примерных адаптированных образовательных программ, осознания необходимости обучения и специальных кадров для работы с особенными детьми и обучения родителей нельзя забывать и о самих особенных детях.

Естественно, ребенок развивается во многом по подражанию: сверстникам, взрослым, именно поэтому так важно дать ему возможность расти и развиваться не только среди детей с аналогичными потребностями, но и в среде детей развивающихся нормально. Если это не сильные или множественные нарушения в развитии, которые не только препятствуют нормальному развитию, общению, но и создают большие проблемы в повседневной, бытовой жизни, то такой ребенок будет гораздо продуктивнее развиваться в кругу сверстников, развивающихся нормально. Да, с опозданием во времени, да, с нарушениями в восприятии и осознании многих важных жизненных правил и аспектов, но он будет осваивать эту жизнь более полноценно, красочно, нежели развиваясь в среде детей со схожими проблемами.

Наши, взрослые проблемы, будь то по созданию среды, по составлению программ, подбору материалов и так далее – это наши взрослые проблемы и не надо их даже частично перекладывать на плечи маленьких детей. Только мы с вами, взрослые, все общество в целом, можем создать условия для развития всех детей, какими бы они не были.

Это наши дети. Наше будущее.

Публикации по теме:

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования[/i]1. Современное состояние инклюзивного образования.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года. В настоящее время численный состав.

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым № 693 от 23.03.2018 г. и приказом управления образования,.

Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г. Чебоксары на современном этапе Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в городе Чебоксары на современном.

Организация инклюзивного образования в ДОУ В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образованияОтчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.

Практика инклюзивного образования и воспитания детей с РАС в ДОУ ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС в ДОУ Белоусова Людмила Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 209 г. Ульяновск.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Консультация «Восемь принципов инклюзивного образования» Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 09:16
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД