Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи ребенка.

Татьяна Вафина
Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи ребенка.

Составитель Вафина Татьяна Анатольевна, учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27»

Предлагаемый материал рекомендуется для работы по устранению дефектов речи у детей дошкольного возраста.

В методической разработке изложен комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, который применяется в работе логопеда, воспитателей ДОУ и родителей с детьми.

Введение

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее изучены.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

Задачами артикуляционной гимнастики являются:

-учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

-формировать правильное произношение звуков;

-воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат. Все упражнения выполнять не надо. Логопед выбирает и называет упражнения, которые нужны данному ребенку. Упражнения развивают умения выполнять точные движения артикуляционного аппарата, то есть помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная (речевая) гимнастика эффективна на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

- рассказ о предстоящем упражнении и использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;

- показ взрослым упражнения;

- выполнение упражнения детьми переел зеркалом;

- контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;

- выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

- каждое движение выполнять перед зеркалом;

- движение проводить неторопливо, ритмично, четко;

- чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка);

- выполняя упражнения для языка, использовать ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка;

- помнить: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следить, чтобы он от нее не уставал.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы. Динамические упражнения требуют ритмического повторения (примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости. Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку».

Перед тем, как начать упражнения, рассказывается ребенку сказка о «Веселом Язычке». Загадывается загадка малышу.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери

Сидят

У дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

Вот так и у малыша: пещера или домик – это его рот. Белые звери – зубки. В домике живет непослушный язычок.

Заключение

Детская речь, как известно, в период своего становления – чрезвычайно ранимая, чувствительная к негативным внешним воздействиям система. Дети, недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы. Невнимание к недостаткам речи близких взрослых ребенка – родителей и педагогов – часто имеет достаточно серьезные последствия, а надежда, что «с возрастом все пройдет само» не оправдывается.

Используя данные разработки, соблюдая индивидуальный подход к ребенку я увидела улучшение результатов в работе с детьми.

Дети более правильно выполняют артикуляционные упражнения, переключаются с одного вида на другой. В своей работе я поддерживаю тесную связь с родителями.

Литература

1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков»: - М.: Гном-Пресс, 2000.-16с.

2. З. А. Репина, В. И. Буйко, Уроки логопедии, Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.-208с.

3. М. Мальцева, В. Костыгина, Мой логопедический альбом. - Ярославль: «Академия развития», 2005.-48с., с илл.

4. Рабочая тетрадь по развитию речи (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. –2-е изд. ,- Ярославль: «Академия развития», 2001.-73с.

5. Флерова Ж. М. логопедия. Серия «Мир вашего ребенка»,-2-е изд. ,-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-320с.

Приложение 1

Статические упражнения

«Заборчик»

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Трубочка»

С напряжением вытянуть губы вперед (зубы вместе)

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Приложение 2

Динамические упражнения

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи…

И внутри…

Не болели,

Не темнели, не желтели, чтоб они.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так.

Влево – вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов, покачаться он готов.

Приложение 3

Упражнения для губ

«Улыбка»

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются… Смеются…

А глаза у них, как блюдца.

Квака любит улыбаться.

Рот у кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

«Бублик»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

«Хоботок»

Вытянуть вперед сомкнутые губы.

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи ребенка.
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 20:28
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...