Папки-передвижки

Влияние родительских установок на эмоциональную сферу детей

Наталья Салушкина
Влияние родительских установок на эмоциональную сферу детей

Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы, такие как А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фрамм, Р. Снайдер и др.

Детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений, они более тесные и начинаются с первых дней жизни человека.

Публикация «Влияние родительских установок на эмоциональную сферу детей» размещена в разделах

Характер детско-родительских отношений, возникающих в семье, во многом определяет формирование личности и эмоциональное благополучие ребенка. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они, что их любят, важны они для родителей, или нет.

Родительское отношение – это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов.

Понятие «родительская установка» характеризуется различной степенью осознанности. Установки родителей на воспитание детей В. С. Торохтий определяет как готовность действовать тем или иным образом.

Родительские установки, с точки зрения Р. В. Овчаровой, являются одним из компонентов интегральной психологической структуры родительства, включают в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.

А. С. Спиваковская под родительскими установками понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Анализируя то или иное определение родительского отношения, можно увидеть исходную основу, которая задает двойственность родительского отношения. С одной стороны, любовь к ребенку, радость, удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой — требовательность и контроль.

На основании представленных подходов к проблеме детско-родительских отношений можно сделать вывод, что родительское отношение включает в себя два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). То есть, с одной стороны родители любят своего ребенка, проявляют заботу, переживают за него, а с другой, воспитывают его, прививают определенные культурные и моральные ценности, присущие людям.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций.

К числу наиболее часто встречающихся нарушений в детско-родительских отношениях относятся:

Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания - дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждающая позиция. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность.

Таким образом, опыт общения ребенка и взрослого является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Благодаря взрослому, ребенок узнает о своих индивидуальных личностных особенностях.

Взрослый дает оценку деятельности и поведения ребенка. Влияет на формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам, формирует умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков в сравнении их с действиями и поступками других людей.

В отличие от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные при общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный, так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе.

Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители. Во-вторых, родители и другие взрослые формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том, чтобы обратить его внимание на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие ставят перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.

Дисгармония в семье не может не сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и может привести к разным негативным последствиям, в том числе и к возникновению тревожности и страха.

Публикации по теме:

Формирование позитивных установок у детей дошкольного возраста в процессе творческой деятельности «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» Константин Георгиевич Паустовский Творчество.

Асоциальное влияние гаджетов на детей и способы борьбы с ним Видео Асоциальное влияние гаджетов на детей и способы борьбы с ним. Вступительная часть: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня темой статьи.

Консультация для воспитателей «Воздействие музыки на эмоциональную сферу ребенка» Эмоциональное неблагополучие дошкольника – одна из актуальных проблем, которая решается сегодня широким кругом специалистов: медиками, психологами.

Памятка для педагогов и родителей «Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей» Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей Памятка для родителей Согласно современным исследованиям мультфильмы - это неотъемлемое.

Проект «Влияние на организм детей 6–7 лет компьютерных игр» Объект исследования: процесс использования компьютера. Предмет исследования: виды компьютерных игр, и влияние их на развитие детей 6-7.

Статья «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда»Статья «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда» Статья на тему: «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда». Мячина М. Е. ,.

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные.

Влияние искусствотерапии на детей с проблемами развития Развитие современного общества влияет на формирующуюся личность ребенка особым образом: детская психика страдает от трудностей и проблем.

Влияние родительских установок Родители, бесспорно, являются самыми значимыми и любимыми для ребенка людьми. Их авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем.

Влияние телевидения на детей Влияние телевидения на детей Вопрос, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние родительских установок на эмоциональную сферу детей
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 21:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД