МААМ-картинки

Влияние содержания и методики организации дидактических игр на закрепление и активизацию словаря дошкольника.

светлана ключникова
Влияние содержания и методики организации дидактических игр на закрепление и активизацию словаря дошкольника.

Работая с детьми-дошкольниками, я задалась вопросом: «Могут ли дидактические игры помочь закрепить и ввести в активный словарь детей как можно больше новых слов

Я старалась найти ответ на интересующий меня вопрос. Для этого поставила перед собой цель: определить влияние содержания и методики организации дидактических игр на закрепление и активизацию словаря детей старшего дошкольного возраста. И определила задачи:

Публикация «Влияние содержания и методики организации дидактических игр на закрепление и активизацию словаря дошкольника,» размещена в разделах

- изучение научно-методической литературы о значении дидактических игр в словарной работе с детьми дошкольного возраста.

- определение педагогических условий, способствующих закреплению и активизации словаря детей дошкольного возраста в дидактических играх.

- раскрытие связей между дидактическими играми и активизацией словаря детей старшего дошкольного возраста.

Объектом моего исследования стал словарный запас детей старшего дошкольного возраста, а предметом – дидактические игры, направленные на закрепление и активизацию словаря детей дошкольного возраста.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

Наиболее сложны словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаться на суждения других, замечать логические ошибки.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям.

Определение наиболее удобного времени проведения.

Выбор места для игры.

Определение количества играющих.

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.

Подготовка к игре самого воспитателя.

Подготовка к игре детей.

Проведение дидактических игр включает :

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

Объяснение хода и правил игр. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрывать глаза);

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает. Что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет так же интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Методика проведения дидактических игр в старшей группе.

В возрасте 5-6 лет детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному.

По теме "Транспорт" использовала дидактические игры :

«Найди свой домик»;

«Третий лишний»;

«Едем, плаваем, летаем»;

«Транспорт»;

«Назови три слова»;

«Назови одним словом».

Для игр был подобран наглядный материал с изображением транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, пароход, катер, лодка, легковая машина, грузовая машина, вертолет, самолет и т. д.

Первой игрой была: «Найди свой домик», которая позволяла уточнить понимание детьми различных видов транспорта.

Детям раздавала картинки с изображением различного транспорта. В комнате на четырех стульях ставились картинки с изображением транспорта. На четвертый стул ставился знак вопроса. Задача детей встать возле того стула, куда, по их мнению прибывает транспорт. Если ребенок затрудняется с выбором, он должен встать возле знака вопроса.

Но когда детям поменяла картинки, к которым добавились велосипед, самокат, парашют, санки, лыжи, у большинства детей возникли проблемы и многие вставали возле знака вопроса. Они не могли точно ответить, почему они встали сюда, а не в другое место.

Я пришла к выводу, что во время знакомства детей с родовым понятием «транспорт» я использовала одни и те же картинки. А так как на занятии не было дано четкого определения, что такое транспорт, то дети, увидев новые виды не сразу сообразили, что из них относится к транспорту, а что нет. По ходу игры объяснила детям, что транспорт - это то, что служит для перевозки людей и грузов. При повторном проведении игры, дети легко справились с заданием.

Игра «Третий лишний»- закрепить классификацию транспорта. Ребенку предъявляла три картинки, две из которых принадлежат к одному виду транспорта, а третья к другому. Задача ребенка назвать лишнюю картинку и обосновать свой выбор.

Для игры использовалось три набора картинок:

• самолет, пароход, вертолет

• машина, автобус, лодка

• поезд, грузовик, метро

Все дети без исключения справились с заданием и правильно назвали лишнюю картинку. Игра помогла детям закрепить знания по теме "Транспорт".

«Едем, плаваем, летаем».

Цели:

• Развить словарь.

Закрепить структуру простого предложения.

• Развить зрительное внимание.

Закрепить понятия об одушевленных и неодушевленных предметах.

Закрепить дифференциацию предметов по способу передвижения.

Оборудование:

1. Два игровых поля, отличающихся по цвету.

2. Картинки с изображениями: самолета (символа полета, машины (символа передвижения с помощью колес, кораблика (символа плаванья).

3. Картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов : ласточки, бабочки, утки, лягушки, рыбы, самоката, лодки, велосипеда, коляски, тачки.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что предметы могут передвигаться различными способами. (Педагог комментирует картинки - символы движения). Затем детям предлагаются картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов, которые они должны распределить по родам соответственно: все летающие - в первый, все плавающие - во второй, а все передвигающие с помощью колес - в третий.

В конце игры воспитатель просит назвать все одушевленные предметы, способные летать, и все неодушевленные предметы, способные плавать. Дети легко справились с первой частью задания. Во второй части с трудом разделили предметы на одушевлённые и неодушевлённые.

«Транспорт».

Цель. Учить детей составлять целое из геометрических фигур путем прикладывания одной детали к другой; преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали.

Материал. Плата, геометрическая мозаика.

Предварительная работа. Познакомить детей с видами наземного и водного транспорта.

Описание.

Дети по словесной инструкции педагога выкладывают машину из четырёх квадратов и двух кругов. Затем воспитатель предлагает им заменить свои машины так, чтобы изменилась их марка или назначение (легковой автомобиль, грузовой, для перевозки мебели, рассказать, в чем заключается изменение конструкции, и какой стала машина.

После этого дети по инструкции педагога выкладывают лодку из четырех квадратов и двух прямоугольных треугольников. Воспитатель предлагает им построить рядом яхту, используя это же основание или любой другой корабль.

Теперь разнообразить словарный запас у детей.

С этой целью была проведена игра «Назови три слова». В этой игре каждому ребенку кидали мяч и называли один из видов транспорта: воздушный, наземный или водный. Задача ребенка назвать три слова, соответствующие виду транспорта, который ему назвали. Игра проводилась по очереди с двумя подгруппами по пять человек.

Во время игры все дети назвали по три вида наземного транспорта. Когда надо было называть водный и воздушный транспорт, то, как правило, дети называли два слова, а некоторые и одно. То есть, словарный запас у большинства детей недостаточный для старшей группы.

Проведение игры показало, что дети понимают, какой именно транспорт относится к каждому виду.

Следующая игра «Назови одним словом» должна была активизировать в речи детей слова наземный, водный и воздушный. Игра проходила с наглядным материалом. Я предъявляла каждому ребенку три картинки, а ребенок должен был сказать, к какому виду транспорта относились эти картинки.

Все дети справились с заданием: дети не только правильно называли вид транспорта, но и объясняли, почему они решили, что это именно тот вид транспорта, который они назвали. «Воздушный», потому что передвигается по воздуху» и т. д.

Картинки, которые использовались во время проведения дидактических игр, помещала в книжный уголок и дети использовали их самостоятельно. Некоторые дети самостоятельно раскладывали их на разные группы. Некоторые играли друг с другом в игры «Что лишнее?» и «Назови одним словом».

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

Дидактические игры будут эффективным средством закрепления и активизации словаря при следующих условиях :

Воспитатель должен после каждого занятия по ознакомления с окружающим

Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

Работая, над этой темой в течение пяти лет я пришла к следующему выводу:

играя в дидактические игры у детей дошкольников обогащается словарный запас и развиваются психические процессы-внимание, память, мышление, воображение.

Публикации по теме:

Исследовательская работа Бабушкиной Ксюши Много внимания в нашем детском саду уделяется исследовательской деятельности. В каждой группе оборудована зона для экспериментальной работы.

Перспективный план дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе по программе «Детский сад 2100» Сентябрь 1. «Угадай, что бывает летом» - закрепить признаки, характерные для лета 2. «Угадай по описанию» - развивать умение определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние содержания и методики организации дидактических игр на закрепление и активизацию словаря дошкольника.
Опубликовано: 29 января 2015 в 17:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД