МААМ-картинки

«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей)

Валентина Назукина
«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей)

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации.

Воображение может быть воссоздающим (создание образов предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов).

Публикация «„Воображение: что это такое?“ (консультация для родителей)» размещена в разделах

Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

В 3-4 года у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось для него особенно интересным.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1) познавательно- интеллектуальную;

2) аффективно- защитную.

Познавательная функция позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно- защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.

Следует отметить, что если в период своего зарождения воображения дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом и определяется характером игрушек, атрибутов роли, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представить сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы для развития воображения. Они не только позволят активизировать познавательную деятельность дошкольника, но и будут способствовать развитию речи и творческого мышления детей.

1. «Незаконченный рисунок».

Предложить ребенку незаконченный рисунок, например, круг. Задание: подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать её.

2. «Сказочная страна».

Предложить ребенку придумать и нарисовать или рассказать разные предметы из этой страны. Например, зонтик, мебель, посуда и др.

3. «Угадай, кто я».

Ребенок должен отгадать загаданный взрослым предмет или представитель животного мира. Загадывать нужно с помощью жестов, мимики, звуков. Потом ребенок в роли загадывающего.

4. «Разрезные картинки»

Собирать картинки сначала по образцу, а потом без него. Это могут быть кубики, пазлы, мозаика.

5. «Как можно использовать данный предмет»

Придумать как можно больше действий с указанным предметом.

6. «Создать художественный образ»

Создать образ (например, весенний день) из разного материала (кусочки материи, крупа, нитки, цветная бумага, бросовый и природный материал).

Публикации по теме:

«Развитие воображения у детей» «Развитие воображения у детей»Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет лучше всего развивается воображение.

Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам. В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей)
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 19:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД