Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Людмила Негородова
Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Детей знакомим с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются так качества, как доброта, любознательность, милосердие.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах

Для ребенка все живое — прекрасно. Януш Корчак писал: «Близки е] собака и птица, ровня — бабочка и цветок, в камушке и ракушке он вид братьев». И мы, взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к ЖИВОИУ, запрещая ребенку брать в руки червяка или лягушку, охаивая свинью, руг бродячую кошку, бездомную собаку?

Возбуждать симпатии к животным, раскрывая их свойства, повадки, ] суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок ] только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, потому что это полезные животные. Е]\ необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, птице и собаке — I всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому — к тогу побуждает их детский демократизм. Только бы им в этом не мешали, I отвращали, а, наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.

«Любовь к животному миру — это эстетическое чувство формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин. — Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственны способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Любить — значит знать. Знать — значит наблюдать за животным* ухаживать за ними, помогать им, читать о них книги, начиная с древнейших сказок, басен и кончая произведениями современных писателей анималистов. У ребенка вместе со стремлением действовать самому, возникавт желание быть хорошим. Под влиянием взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду этим у младших дошкольников отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, создали благоприятные условия и отобрали методы, которые способствовали решению задач экологического воспитания в занимательной форме.

Мы обратились к игровым обучающим ситуациям, которые строились по типу сюжетно-дидактической игры. Обучение проходило как игра воспитатель предлагал сюжет, брал на себя основную роль, а остальные распределял между детьми, поддерживал игровую ситуацию. План, по которому развивался сюжет, соответствовал логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В игре дети получали новые знания, наблюдали за объектами природы, выполняли трудовые действия.

В игровых ситуациях использовали кукольные персонажи: Незнайку. Буратино, доктора Айболита, Хрюшу.

Изучая отношения детей к окружающему природному миру, мы опирались на:

- наличие интереса к природе;

- наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями.

Большая работа была проведена по формированию правильного отношения детей к растительному миру: комнатным растениям, деревьям, кустарникам, цветам. Дошкольникам трудно было понять, что растения живые и для нормального существования им необходимы хорошие условия, уход и забота. Приходилось объяснять и показывать, что растения растут, пьют воду, т. е. живут.

Используя игрушку Чиполлино, мы наблюдали за ростом и развитием лука, рисовали его. Дети с интересом следили за прорастанием луковицы, подходили к окну, на котором стоял лук, смотрели, показывали воспитателям.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая природная среда на участке детского сада. Наблюдая с детьми на прогулке убедились, что у них есть интерес к живой и неживой природе. Весной дети находили жучков, рассматривали их, сообщали: «Смотрите, какой у меня, жучок маленький, красивый». Вместе наблюдали за божьей коровкой,обратили внимание ребят на то, что жучок маленький, крылышки и ножки хрупкие. При неловких движениях их легко повредить, поэтому с ними над< осторожно обращаться.

Ознакомление с домашними животными и дикими зверями проходило с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривая картины. Представление о жизни животных у детей постепенно становилось реалистичным. Малыши поняли, что домашние животные живут у людей, которые за ними ухаживают (кормят, поят) и создают им необходимые условия жизни, а дикие звери живут в лесу и сами ищут себе еду.

— У волка есть волчата, ему надо их кормить, — Женя Р.

В группе поместили клетку с хомячком.

— Настя — Тише, не надо шуметь, видите, как она сжалась, испугалась.

— Давайте отнесем клетку с хомячком в другое место, где мы не играем. — Аня.

Вместе нашли тихое место в раздевалке. Это предложили сами дети.

— Надо покормить хомячка. — Костя.

Но были дети, которые не обратили внимания на животное, продолжали свою игру. На предложение воспитателя посмотреть на хомячка ответили отказом. Однако прислушались к замечаниям других детей,что своими криками они мешают животным и стали играть тише.

Проводила наблюдения за детьми, чтобы изучить их отношение I обитателям уголка природы, растениям и птицам на участке. У дошкольников появилось желание сделать что-то хорошее для животных растений, и оно стало осознанным.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления.

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом Цель: Приобщать детей к культурным традициям России на основе знакомства с народно-прикладным искусством, с русским народным костюмом, его.

Воспитание нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого Выступление на педсовете детского сада по теме «Воспитание нравственных качеств у дошкольников». Уже не первый год я работаю над темой.

Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой (отчет из опыта работы) Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной.

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературойРазвитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Любая книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. (Лопе де Вега) 1. Роль художественной.

Проект по развитию творческой активности детей средней группы в процессе ознакомления с природой «Нескучная осень» Цель проекта: развитие творческой активности детей в процессе ознакомления с природой в ДОУ и семье. Задачи проекта: 1. Формирование представлений.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой»
Опубликовано: 22 сентября 2015 в 19:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД