Воспитание добрых чувств у детей раннего возраста

Надежда Кугуелова
Воспитание добрых чувств у детей раннего возраста

В первой младшей группе по нравственному воспитанию одной из первых задач стоит воспитание у детей добрых чувств. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

К трем годам у детей пробуждается внимание к товарищу, развивается потребность в общении, появляется ответ на инициативу ровесника, возникают общие игры.

Если в два года малыши не запоминают сверстника по группе, у них не возникает избирательного отношения к товарищу, то к трем годам дети проявляют свои симпатии к товарищу, могут ему уступать игрушку, дать конфету, сделать приятное.

Появление у детей качественно новых способов усвоения простых навыков, т. е. выполнение действий без помощи взрослого, позволяет строить новые отношения с ними. В первой младшей наблюдается переход к простейшим формам совместной (парной) деятельности. Этому способствует также развитие речи детей, что даёт возможность для обмена суждениями по поводу игры: расширяет способность ребёнка лучше понимать требование воспитателя, принимать помощь при налаживании отношений со сверстниками в совместной деятельности.

Налаживать контакты друг с другом детям часто мешает эмоциональность, свойственная этому возрасту. Находясь во власти внешних впечатлений, которые определяют ближайшие цели действий, ребёнок может попытаться отнять у другого понравившуюся ему игрушку. Тот будет сопротивляться, может ударить, пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить свое отношение драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Эта ситуация позволяет закрепить правило: «Хорошие дети не дерутся, не обижают других» и укрепить желание быть хорошим: «Теперь ты всегда будешь поступать хорошо». Оценка воспитателя вызывает значительный эмоциональный отклик, поэтому она может выполнять функцию, как стимула положительных поступков, так и тормоза отрицательных. Однако оценка поступка не должна распространяться на личность ребёнка в целом (хотя дети эти тонкости ещё не понимают). Слова «Ты плохой мальчик» могут вызвать протест: «Нет, я хороший!»

Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, воспитатель может быстро погасить ссору, предложив новые действия и впечатления: «А давайте поиграем с мячиком!» Новое занятие (да еще вместе с воспитателем) снимает конфликт, заглушает отрицательный опыт.

Важно объяснить детям, что в играх, как и в повседневной жизни, тоже существуют правила: «Нельзя вырывать игрушку. Надо попросить. Нельзя драться. Тот, кто дерётся поступает плохо, некрасиво».

Аналогия с уже усвоенными и понятными правилами поможет малышам усвоить новые, связанные с отношением детей друг к другу: нужно жить дружно, нельзя ссориться. Хорошую помощь в работе оказывает использование литературных произведений, такие русские народные сказки как «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. После чтения сказок воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведение детей, не называя конкретных имен.

Формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении не может не сопровождаться воспитанием доброжелательности. Её основы закладываются в семье - там, где ребёнка любят, заботятся о нём. Доброжелательные отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствует эмоционально-положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым положительных поступков детей и неодобрение негативных позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. На первых порах дети проявляют сочувствие по инициативе педагога и делают это не всегда осознанно. Но систематическая воспитательная работа приводит к положительным результатам.

В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, злость, что приводит к ссорам, иногда драке. Объяснить детям последствие их поступков помогут сказки, например, эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела». В ходе беседы воспитатель делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Преодолевая негативные проявления детей, воспитатель должен не только оценивать их поступки, но и показывать образцы поведения: «Посмотри, как хорошо, дружно играют Саша и Миша. Они молодцы».

Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла, как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребёнок может качать куклу, обнимать, кормить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Но он может и наказать её, отшлёпать. Воспитатель должен подсказать ребёнку, как нужно обращаться с куклой. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового с ней обращения ребёнок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог, одобрив ласковое обращение с куклой, обратив внимание на небрежное или грубое обращение с ней. Положительная оценка воспитателя ассоциируется у детей с проявлением заботы, внимания, добрых чувств. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь. Коллективные игры с куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми. В этом возрасте широко используются игры-занятия с куклой такие как «Кукла Катя заболела» - дети приобретают опыт нравственного поведения, учатся проявлять участие к больному, оказывать ему помочь. Или «Кукла Таня в гостях у детей», «катание кукол на машине» и др. Также используются игры-инсценировки, показ способа, действий в конкретной ситуации. Взаимодействие детей в игре – это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений. В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова». «Вежливые слова» дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому важно вырабатывать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидание». Каждодневное произнесение этих слов взрослыми, напоминание о них постепенно формируют у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.

Читая художественные произведения, следует обращать внимание детей на вежливых и невежливых героев; учить их сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к ним. Некоторые произведения (сказки, потешки, песенки) можно использовать в играх.

Дети младшего дошкольного возраста постоянно в своем поведении ориентируются на воспитателя. Радуются его вниманию, принимают заботу родителей, т. к. взрослый является примером для подражания. Необходимо уже в дошкольном возрасте постепенно приучать малышей заботиться о старших, любить своих родителей и учиться выражать свою любовь.

Эмоциональное, внимательное отношение к ребёнку, разумная ласка, похвала, сопереживание его детским делам и заботам все это поможет ребёнку быть добрым, чутким, нежным.

Публикации по теме:

Проект «Нравственное воспитание»Проект «Нравственное воспитание» Цель проекта:Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым, к окружающим. Способствовать накоплению опыта доброжелательных.

Тематическое планирование в первой младшей группе по ОО «Социализация» в соответствии с ФГТ «Краски осени» Тема: "Краски осени"Задачи:1. Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Воспитание добрых чувств у детей раннего возраста
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 22:11
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....