Воспитание добрых чувств у детей раннего возраста

Надежда Кугуелова
Воспитание добрых чувств у детей раннего возраста

В первой младшей группе по нравственному воспитанию одной из первых задач стоит воспитание у детей добрых чувств. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

К трем годам у детей пробуждается внимание к товарищу, развивается потребность в общении, появляется ответ на инициативу ровесника, возникают общие игры.

Если в два года малыши не запоминают сверстника по группе, у них не возникает избирательного отношения к товарищу, то к трем годам дети проявляют свои симпатии к товарищу, могут ему уступать игрушку, дать конфету, сделать приятное.

Появление у детей качественно новых способов усвоения простых навыков, т. е. выполнение действий без помощи взрослого, позволяет строить новые отношения с ними. В первой младшей наблюдается переход к простейшим формам совместной (парной) деятельности. Этому способствует также развитие речи детей, что даёт возможность для обмена суждениями по поводу игры: расширяет способность ребёнка лучше понимать требование воспитателя, принимать помощь при налаживании отношений со сверстниками в совместной деятельности.

Налаживать контакты друг с другом детям часто мешает эмоциональность, свойственная этому возрасту. Находясь во власти внешних впечатлений, которые определяют ближайшие цели действий, ребёнок может попытаться отнять у другого понравившуюся ему игрушку. Тот будет сопротивляться, может ударить, пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить свое отношение драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Эта ситуация позволяет закрепить правило: «Хорошие дети не дерутся, не обижают других» и укрепить желание быть хорошим: «Теперь ты всегда будешь поступать хорошо». Оценка воспитателя вызывает значительный эмоциональный отклик, поэтому она может выполнять функцию, как стимула положительных поступков, так и тормоза отрицательных. Однако оценка поступка не должна распространяться на личность ребёнка в целом (хотя дети эти тонкости ещё не понимают). Слова «Ты плохой мальчик» могут вызвать протест: «Нет, я хороший!»

Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, воспитатель может быстро погасить ссору, предложив новые действия и впечатления: «А давайте поиграем с мячиком!» Новое занятие (да еще вместе с воспитателем) снимает конфликт, заглушает отрицательный опыт.

Важно объяснить детям, что в играх, как и в повседневной жизни, тоже существуют правила: «Нельзя вырывать игрушку. Надо попросить. Нельзя драться. Тот, кто дерётся поступает плохо, некрасиво».

Аналогия с уже усвоенными и понятными правилами поможет малышам усвоить новые, связанные с отношением детей друг к другу: нужно жить дружно, нельзя ссориться. Хорошую помощь в работе оказывает использование литературных произведений, такие русские народные сказки как «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. После чтения сказок воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведение детей, не называя конкретных имен.

Формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении не может не сопровождаться воспитанием доброжелательности. Её основы закладываются в семье - там, где ребёнка любят, заботятся о нём. Доброжелательные отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствует эмоционально-положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым положительных поступков детей и неодобрение негативных позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. На первых порах дети проявляют сочувствие по инициативе педагога и делают это не всегда осознанно. Но систематическая воспитательная работа приводит к положительным результатам.

В процессе повседневного общения дети проявляют по отношению друг к другу не только внимание и доброжелательность, но и грубость, злость, что приводит к ссорам, иногда драке. Объяснить детям последствие их поступков помогут сказки, например, эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела». В ходе беседы воспитатель делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Преодолевая негативные проявления детей, воспитатель должен не только оценивать их поступки, но и показывать образцы поведения: «Посмотри, как хорошо, дружно играют Саша и Миша. Они молодцы».

Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла, как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребёнок может качать куклу, обнимать, кормить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Но он может и наказать её, отшлёпать. Воспитатель должен подсказать ребёнку, как нужно обращаться с куклой. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового с ней обращения ребёнок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог, одобрив ласковое обращение с куклой, обратив внимание на небрежное или грубое обращение с ней. Положительная оценка воспитателя ассоциируется у детей с проявлением заботы, внимания, добрых чувств. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь. Коллективные игры с куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми. В этом возрасте широко используются игры-занятия с куклой такие как «Кукла Катя заболела» - дети приобретают опыт нравственного поведения, учатся проявлять участие к больному, оказывать ему помочь. Или «Кукла Таня в гостях у детей», «катание кукол на машине» и др. Также используются игры-инсценировки, показ способа, действий в конкретной ситуации. Взаимодействие детей в игре – это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений. В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые» слова». «Вежливые слова» дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому важно вырабатывать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидание». Каждодневное произнесение этих слов взрослыми, напоминание о них постепенно формируют у малышей привычку употреблять их в знакомых ситуациях.

Читая художественные произведения, следует обращать внимание детей на вежливых и невежливых героев; учить их сочувствовать положительным героям, выражать свое отношение к ним. Некоторые произведения (сказки, потешки, песенки) можно использовать в играх.

Дети младшего дошкольного возраста постоянно в своем поведении ориентируются на воспитателя. Радуются его вниманию, принимают заботу родителей, т. к. взрослый является примером для подражания. Необходимо уже в дошкольном возрасте постепенно приучать малышей заботиться о старших, любить своих родителей и учиться выражать свою любовь.

Эмоциональное, внимательное отношение к ребёнку, разумная ласка, похвала, сопереживание его детским делам и заботам все это поможет ребёнку быть добрым, чутким, нежным.

Публикации по теме:

Проект «Нравственное воспитание»Проект «Нравственное воспитание» Цель проекта:Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым, к окружающим. Способствовать накоплению опыта доброжелательных.

Тематическое планирование в первой младшей группе по ОО «Социализация» в соответствии с ФГТ «Краски осени» Тема: "Краски осени"Задачи:1. Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Воспитание добрых чувств у детей раннего возраста
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 22:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фото-отчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему.
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...