Получи документы

Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы

Раиля Хидиятова
Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы

(слайд 1) Добрый день. Уважаемое жюри, участники конкурса и гости. Мне очень приятно видеть ваши заинтересованные лица.

Творческую презентацию опыта работы я хотела бы начать со слов Омара Хайяма:

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Публикация «Воспитание дружелюбия у старших дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Согласитесь очень важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Я глубоко убеждена что, задача современного педагога состоит в том, чтобы его воспитанники вышли из стен образовательного учреждения не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, и обладающими дружелюбием в качестве основы своей жизненной позиции.

Почему именно по этой теме сформировался опыт?

В своей педагогической практике я столкнулась с неблагоприятной обстановкой в детском коллективе.

(Проценты Слайд2) Дети не умели делиться, уступать, помогать друг другу из-за этого возникало много конфликтных ситуаций. Поэтому мне, как воспитателю для того чтобы между детьми сложились доброжелательные отношения, предстояло создать благоприятный психологический климат в группе, где все чувствовали бы себя свободными, оставаясь самими собой при этом, уважая права других.

В связи с выявленной проблемой я определила ключевое направление своей педагогической деятельности, которое заключалось в поиске эффективных путей воспитания дружелюбия у воспитанников – одного из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания.

С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать гуманные чувства и доброжелательные взаимоотношения нужно начинать с детства. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Я считаю, да и вы со мной согласитесь что немаловажным при этом является такое качество, как дружелюбие. (слайд3)

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Приказ Министерства образования и науки РФ о федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками.

Актуальность опыта также доказывает тот факт, что представленный на городском методическом объединении, он оказался востребован педагогами города.

С чего всё начиналось? (слайд 4)

Начиная свою работу по формированию дружелюбия, я познакомилась с программами Р. С. Буре «Дружные ребята», В. А. Холмогоровой «Программа гуманизации межличностных отношений», О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы» и изучила методические пособия «Социально-нравственное воспитание» И. Ф. Мулько, «Моральное воспитание в детском саду» Якобсон С. Г. Знакомство с различными технологиями, подтолкнули меня к созданию «единого игрового пространства» для детей и их родителей в детско-родительском клубе «Шаг за шагом». Цель, которого усиление способности родителей к пониманию и к чувствованию эмоционального мира своего ребенка; изменение неадекватных родительских позиций; оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания детей; проживание реального опыта взаимодействия родителей с детьми и другими членами группы, воспитание дружелюбия у детей. В зависимости от тематики заседания, работа в клубе проводится с детьми, либо с родителями и детьми или только с родителями. Практика показала, что наибольшая посещаемость заседаний клуба зафиксирована при совместных встречах родителей и детей. Я очень хорошо понимаю, что на таких встречах необходимо дать теоретическую и практическую информацию родителям и одновременно поддерживать заинтересованность детей. Поэтому я провожу, различные игры: подвижные, сюжетные с элементами драматизации, игры со спортивным оборудованием, настольные игры, которые способствуют сплочению и объединению группы, воспитанию дружелюбия.

Многообразие тематики заседаний нашего клуба позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и раскрыть свой творческий потенциал. Но работа клуба не ограничивается встречами в детском саду, по предложению родителей был создан сайт группы. (слайд5) На нашем сайте родители могут прочитать объявления как группы, так и детского сада, в частном порядке имеют возможность задавать вопросы и получить ответы. Безусловно, и я задаю вопросы или обращаюсь к родителям с просьбами. Немаловажно и то, что я предлагаю фотографии и рекомендации по проведению тех видов деятельности, которые родители могут повторить дома с детьми.

Следует подчеркнуть, что воспитание дружелюбия осуществляю в соответствии с федеральными государственными требованиями во всех видах детской деятельности (в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей и взаимодействии с семьей).

Концептуальная идея моего опыта – воспитание дружелюбия, которая основывается на трех компонентах (эмоциональный, когнитивный, конативный). (слайд6) На каждом этапе разработано тематическое планирование, которое включает в себя проведение бесед с детьми в группе, консультации для родителей и игры – тренинги, которые проводятся как с детьми в группе, так и в детско-родительских группах. (слайд 7)

Обратите внимание, на слайде представлены темы, рассматриваемые на первом этапе.

(Слайд8) Содержание первого этапа предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а так же способствует лучшему пониманию других людей и самого себя.

На первом этапе использую следующие механизмы:

(Слайд9)

1. механизм сотрудничество. Совместную деятельность детей организую как сотрудничество. При совместном конструировании, трудовой деятельности стараюсь создать сменные составы, чтобы не возник феномен «Мы – они». В воспитании детей не менее важен элемент соревновательности, помогающий понять свои возможности по сравнению с другими, проверить себя в экстремальной ситуации. Но заметив, что данный вид деятельности вызывает враждебность к партнерам, стала находить оптимальное соотношение элементов сотрудничества и соперничества. (слайд 10)

2. механизм сходства. Сходство может касаться физических характеристик, местожительства, интересов, предпочтений и любых других факторов. Я стараюсь подчеркивать похожесть между детьми в форме простой коммуникации, например, «Он, как и ты любит рисовать», «Она, как и ты, летом ездила на море», либо в форме игры. (слайд видео 11) На заседании детско-родительского клуба «Шаг за шагом» играем в игры, которые помогают детям увидеть сходства и различия между людьми. Например, игра «Переходы», в которой я предлагаю детям собраться вместе по заданным признакам сходства (встаньте те, кто сегодня помог другу, кто поделился игрушкой). Или игра «Кто, как и ты?», задаю вопрос «Кто как и ты, любит?», дети отвечают на вопрос, выходят в круг, касаются ладошек друг друга и говорят «Мы».

3. Механизм ответной реакции (слайд 12) состоит в том, что доброжелательное отношение со стороны взрослого или другого ребенка, скорее всего, вызовет аналогичную ответную реакцию. Поэтому я сама стараюсь быть источником дружелюбия и поощряю такое качество у детей. Например: утром встречаю их приветливой улыбкой, увлекаю интересной игрой, сюрпризом, в утреннее приветствие включаю пословицы, поговорки о дружбе, добре. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. В совместной деятельности объединяю детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Эмоциональный компонент помогает затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением стихов. Поэтому в своей работе использую стихи И. Токмаковой В. Кодряна стихи Е. Евтушенко, А. Барто, С. Погореловского и многих других авторов. Многие стихи разучиваем вместе с детьми и инсценируем их.

(слайд 13) В рамках этого этапа, на встречах детско-родительского клуба родители и дети составляли «цветок имени» (слайд14, презентовали проекты «Говорящие имена», была организована мастерская добрых дел (совместная вечерняя деятельность детей с родителями, педагогами (слайд 15) название которой менялась в зависимости от цели. Так, например «Сюрпризы для пап», «Сюрпризы для мам» или «Подарок другу», «Подарки без повода» и др. (слайд 16)

2 этап. Для формирования следующего познавательного компонента использую такие приемы, которые помогают увидеть и оценить в людях позитивные качества. Например, прием «комплимент», помогает в естественных условиях побудить ребенка увидеть и сказать, что хорошего он заметил в поведении других воспитанников группы. После успешной совместной деятельности или в конце дня прошу детей встать в круг, и по очереди, обращаясь к тому, кто рядом продолжить предложение: «Мне понравилось, что ты сегодня…», достоинство этого приема в то, что дети учатся не только замечать хорошие поступки, но и пополняют свой словарный запас.

(слайд 17) Во время проведения традиционных игр я использую новые приемы. Например, всем известная игра «телефон». Перед началом игры я даю детям установку, как можно точнее запомнить и передать предлагаемую фразу «Я тебя люблю», «Ты хороший», «Давай с тобой дружить», «Ты мне нравишься».

(слайд 18) Провожу беседы по сказкам, которые учат понимать чувства героев, их настроения. После бесед, например таких как «Учусь сочувствовать», «Учусь прощать», вместе с детьми принимали правила поведения. Как показали наблюдения, правила принятые самими детьми выполняются наиболее добросовестно.

Во время бесед для лучшего понимания детьми значения слов, обращаемся к «Толковому словарю» В. И Даля.

На заседаниях клуба «Шаг за шагом» был разработан детско-родительский проект «Доброе слово для доброго дела». Ценными и интересными результатами, которого стало создание книжки-малютки «Доброму везде добро», (где собраны пословицы, поговорки о доброте и дружбе) и журнала «Что такое доброта?» (слайд19) (в нем собраны рисунки и высказывания детей о доброте). (слайд 20)Родители и дети заполняли дневник семьи, например на странице «солнце счастья» предлагалось записать то, что им за выходные принесло счастье.

(Слайд21) 3 этап. Для формирования поведенческого компонента применяю иллюстрации типичных житейских ситуаций, где ребенок нуждается в сочувствии, помощи сверстников. В начале рассматривания задаю вопросы: «О чем хотел рассказать художник? Как вы бы назвали эту картину?» Затем внимание привлекаю к главному герою: «Что с ним случилось? По какой причине? Какого его эмоциональное состояние? (огорчен, обижен, испуган, встревожен и т. д.) Как бы вы почувствовали себя на месте этого мальчика (девочки? И обсуждаем, как надо поступить, чтобы герой перестал огорчаться, порадовался. (слайд 22)

Наблюдая дружелюбное поведение другого человека или персонажа мультфильма, сказки или реальной жизни, ребенок проникается увиденным, поступает так же и получает соответствующий опыт. Учитывая интерес к ролевым играм, я составила сценки - диалоги для экспериментально - ролевой игры «Вежливые звери». (слайд 23) Показываю кукольное представление из нескольких сценок – диалогов сказочных персонажей и предлагаю оценить эмоциональную окраску речи каждого из героев. А так же просматриваем видеосюжеты, видеоролики, презентации, которые, нахожу в интернете или составляю сама.

(Слайд24) С целью научить детей совершать добрые поступки, в группе «появился» сундучок «Добрых дел» В этом сундучке хранятся добрые поступки и хорошие дела. Раз в неделю у нас бывает «День помощника» в этот день мы помогаем воспитателям и детям младших групп: одеться на прогулку, накрыть на стол, организовать игру.

(слайд 25) В клубе «Шаг за шагом» родители и дети составляли семейную презентацию «Что такое дружба». Одно из заседаний проходило в виде мультвикторины «Вечер добрых мультфильмов для ребят», на которой обсуждались поступки героев и отношения между ними.

(слайд 26) Исходя из наблюдений родителей и педагогов, можно отметить следующие изменения в поведении детей. Они научились находить друзей, заботиться о людях, делиться, разрешать конфликты мирным путем, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям. Стали более общительными, внимательными, гостеприимными. А это и есть дружелюбие, что и было целью моего труда.

Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали принимать участие в совместных играх.

Я рада, что произошли изменения и в детско-родительских отношениях. Родители получили новый положительный опыт взаимодействия с детьми, ощутили эмоциональную близость с ребенком, снизилось количество конфликтных ситуаций между детьми и родителями. Они стали обращать внимание на отличительные стороны своего малыша, лучше понимать его, научились по-другому воспринимать себя. Согласитесь, это дорогого стоит. (слайд 27)

Не менее важным для меня является и то, что материалы опыта послужили созданию авторской программ «Вместе весело шагать», по воспитанию дружелюбия у старших дошкольников.

В перспективе я планирую разработать тематическое планирование по воспитанию дружелюбия в младших и средних группах детского сада.

(слайд 28)

Все помнят пословицу «Дерево живет корнями, а человек – друзьями» Я думаю, что мои воспитанники … смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

«Осенний калейдоскоп»«Осенний калейдоскоп» Осень приближается к концу.   В творческих объединениях  «Флористика» и «Солнышко» объявляется конкурс  «Осенний.

Конкурс чтецов!!!Конкурс чтецов!!! По готовому плану у нас стоит конкурс чтецов. Стихи о природе родного края. Детки подготовили стихи очень хорошо. Прочитали выразительно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дружелюбия у старших дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 15:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД