Папки-передвижки

Воспитание искусством

Ильхама Гасанова
Воспитание искусством

Воспитание искусством

Воспитательное значение искусства, а в частности музыки, сегодня как никогда актуально. Подтверждением тому являются данные социологического исследования, свидетельствующие о вытеснении эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов детского сознания. Поэтому так важно понимание значения музыки в воспитании эстетической культуры детей как вида искусства, наиболее воздействующего на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Публикация «Воспитание искусством» размещена в разделах

Занятия в фортепианном кружке способствуют творческому развитию дошкольников, для которого характерно проникновение в сущность искусства, широта и критичность взглядов, нестандартное решение поставленных задач. Исполняя музыкальное произведение, пусть даже очень простое, ребенок создает мир звуковых красок, постигает замысел композитора. В процессе решения творческих задач, связанных с восприятием и созданием художественных образов, ребенок открывает в себе и других людях особые мысли, чувства, творческое отношение к жизни.

Определяя сущность эстетического воспитания В. П. Острогорский писал: «Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, в постоянном, деятельном стремлении к нему» [ 3,15 ]. Смысл эстетического воспитания – в расширении духовного потенциала ребенка. Критерием его эффективности выступает уникальный, творческий человек, как истинный субъект культуры. Только эстетическое воспитание делает реальностью процесс духовного совершенствования ребенка, создает морально – эстетическую среду, воздействующую и изменяющую его образ жизни, оно носит формирующий характер, направляет потребности детей на поиск красоты, совершенства в противоречивых, дисгармоничных формах жизни.

Функция музыки в эстетическом воспитании – формирование личности ребенка как субъекта творчества, эстетически преобразующего окружающий мир. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и творческое развитие ребенка. Занятия музыкой особенно ценны тем, что «действование» в одном искусстве, по мнению Т. М, Теплова, помогает формированию творческих способностей и в других искусствах.

Эстетическое воспитание, реализуемое посредством музыки, направлено на:

- развитие психологической основы эстетической культуры;

- развитие культуры восприятия и оценки художественно – эстетических явлений;

- содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование потребности в творчестве;

- становление ориентации в мире эстетических ценностей;

- формирование особого типа художественно – образного мышления;

- развитие творческих потенций;

- развитие эмоциональной сферы личности [9, 158].

Научно – практическая мысль российских специалистов утвердилась к концу ХХ века в том, что среди всех видов и форм воспитания современного человека эстетическое воспитание имеет наибольший интеграционный потенциал, способно решать многообразные и разноуровневые задачи: подготавливает практически каждого ребенка к активному эмоционально – чувственному и интеллектуальному включению в реальную жизнь современного социума.

Кружковая работа является хорошим дополнением к основной организованной образовательной деятельности. Занятия в фортепианном кружке открывают перед дошкольниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог же, отдельно занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность больше приобщать их к искусству, формировать самостоятельную и творческую активность. Программа кружковой работы должна предполагать свободный выбор ребенком творческой деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями.

Занятия в фортепианном кружке должны рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов - ансамблей, дуэтов, трио и т. д., в том числе и возникновения межсемейных объединений, творческих объединений разновозрастного состава.

Обучение игре на фортепиано открывает перед ними мир звуковых красок, помогает развивать творческие способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Игра на фортепиано тренирует мелкую моторику рук, также создает условия для тех детей, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, активно включаться в творческий процесс исполнения музыкального произведения.

Индивидуальные занятия являются эффективным средством приобщения детей к музыке, дают возможность ребенку участвовать в творческом процессе и проявлять себя как личность. Уже с первых занятий можно давать ребенку художественно – поисковые задания и активно формировать у него музыкально – творческое мышление. Можно предложить ребенку самому сочинить небольшую пьесу. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, т. к. качество их зависит от музыкального, слушательского опыта и со временем становится более высоким.

Развитие творческих способностей во время фортепианной игры с самого начала следует вести по пути формирования самостоятельности в интерпретации произведений, выполнения творческих заданий. Например, ребенку предлагается заполнить пропущенные такты мелодии, досочинить окончание несложной пьесы, сыграть заданный мотив в зависимости от замысла с различными изменениями, сочинить вариацию на ту или иную тему. С первых занятий в фортепианном кружке нужно вводить игру в ансамбле, т. к. при умелом руководстве это способствует активизации творческой деятельности детей, вызывая у них интерес и увлеченность. Желательно не ограничиваться игрой с педагогом. А организовать ансамбли, состоящие из детей. В них могут входить ребята с различной подготовкой. Чувствуя себя участникам музыкального коллектива, они ответственно относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.

Обучение игре на фортепиано должно быть доступным для всех детей, независимо от способностей, и задача педагога – уделять внимание их музыкальному творческому развитию. Естественно, что педагог планирует свои музыкальные встречи с каждым ребенком, ориентируясь на его возможности, его личные качества, сложившиеся интересы.

Роль индивидуальных занятий по обучению игре на фортепиано неоспорима, т. к. игра на музыкальном инструменте – это всегда творческая исполнительская деятельность со всеми присущими ей чертами. Она требует от учащегося не только определенных навыков и умений, но и активности, целеустремленности, большой сосредоточенности и творческой инициативы, воспитывает стремление к совершенству, постижению прекрасного.

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в ознакомлении дошкольников с искусством в соответствии с ФГОС С переходом на ФГОС ДО большой интерес представляет технология музейной педагогики в условиях детского сада. Музейная педагогика представляет.

Арт-терапия — лечение искусством «Истоки высших человеческих эмоций Лежат в переживаниях раннего детства» А. В. Запорожец Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе.

Воспитание детей искусством хореографии В последнее время всё реже и реже родители задумываются о творческом образовании своих детей. Жизнь заставляет их больше своего времени.

Консультация для родителей «Как заинтересовать ребёнка искусством Урала» "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей. Мордовское.

Педагогический проект «Воспитание искусством» Педагогический проект «Воспитание искусством» Введение. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками.

Проект «Ознакомление детей 6–7 лет с чувашским орнаментальным искусством» Вид проекта: информационно – практико – ориентированный. Тема: «Ознакомление детей 6-7 лет с чувашским орнаментальным искусством» Возраст.

НОД «Знакомство с искусством. Портрет» .

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Кроссворд по теме «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» (материалы к педсовету) Определите.

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?» Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет. Знакомство детей с искусством: «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание искусством
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 07:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД