Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Дарья Сибатова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно – образовательного процесса.

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы в виде вполне конкретных требований:

- привитие детям необходимых гигиенических навыков;

- культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

- воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;

- формирование начальных элементов трудового воспитания.

Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

В младшем возрасте одной из важных задач является воспитание культурно-гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

I младшая группа.

Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и так далее, доставляют ребенку радость. Дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Для более легкого овладения определенными культурно-гигиеническими навыками, действия членят на несколько операций.

Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому в начале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.

Надо помнить ещё одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно повторять. Иными словами, малыш превращает эти действия в игр. Важно, включится в игру, и направлять действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направлять усилия детей на более целеустремленные действия.

Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культурно-гигиенические навыки формируются у детей и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка, к четырем годам есть опрятнее.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

- Нельзя класть локти на стол во время еды;

- Есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу;

- Бережно относится к хлебу и другим продуктам;

- Правильно пользоваться столовыми приборами;

- После еды пользоваться салфеткой.

Овладение культурой еды нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Работая с малышами, я поняла важность и необходимость привития им культурно-гигиенических навыков и поставила перед собой следующие

задачи:

1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом.

2. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания,

вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым

платком, чистить зубы.

3. Формировать навыки еды: не спешить во время еды, не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу закрытым ртом. Учить правильно, пользоваться вилкой, ложкой и салфеткой.

4. Создание перспективного плана работы с детьми.

1. Для решения задач в своей работе я использовала разнообразные приемы. Сейчас все дети стараются следить за своим внешним видом, мальчики заправляют рубашку в шортики, девочки подтягивают колготки. Всегда обращаются за помощью. А что самое главное для меня, то, что дети стали замечать непорядок в одежде у себя и других детей.

Например: Катя Смирнова часто спрашивает, когда мы собираемся на прогулку, нужно ли заправлять кофточку в штаны, советует детям исправлять непорядок в одежде.

Мы провели с детьми занятие «Оденемся на прогулку» где для формирования опрятности у детей, умения следить за своим внешним видом, одевали куклу, и при этом проговаривали последовательность процесса одевания, что за чем следует надевать.

Для закрепления полученных на занятиях знаний мы читали стихи.

Г. Р. Лагздынь из серии «Одеваемся».

«На прогулку»

Одеваем ревушку:

Шапку на головушку,

Валенки – на ножки,

А на них – калошки!

Ты постой, не реви,

А шубейку натяни.

Заучивали потешки

1) Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

2) Завязали Катеньке, шарфик полосатенький.

Давай будем одеваться … -

- Я сама! Я сама!

Когда дети обуваются, мы рассказываем им стихотворение:

Вот они – сапожки

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Вот как хорошо.

Мы прочитали произведение «Маша растеряша». Никто из деток не хочет быть «Машей растеряшей», и поэтому все свои вещи убирают на место. Для родителей в приемную выставлялась папка с консультацией «Как одеть ребенка на прогулку», где родителям были даны рекомендации, как одеть ребенка в зимний, осенний, летний период, как одеть ребенка в группе при разных температурных режимах.

2. Дети четвертого года жизни очень любят мыть руки, но сначала они мыло использовали не по назначению. Например, Артем Бронников попробовал его на вкус, а Даша Поздеева рисовала мылом на зеркалах. Потом мы приобрели в группу мыло различной формы и цвета. И прежде чем выложить мыло в мыльницы, мы прочитали произведение К. Чуковского «Мойдодыр». Рассмотрели красочные и очень яркие иллюстрации, обсудили и пришли к выводу, что мыло нам все-таки нужно для того, чтобы мыть ручки.

В начале года мы обновили все картинки над полотенцами, теперь они у нас более крупные и яркие, и каждый ребенок знает, где у него висит полотенце. Хочу заметить, что полотенца у нас махровые, яркие, красивые. Дети знают, что руки нужно вытирать насухо, но, к сожалению, они порой забывают об этом. И поэтому я часто напоминаю о том, что моем руки с мылом и вытираем насухо.

(А ещё к тому же полотенца новые, и поэтому около полотенец мы задерживаемся, надо же рассмотреть, что нарисовано.)

А так же мы провели занятие «Умоем куклу Таню». На данном занятии мы проговаривали, как нужно мыть руки, лицо. Что для мытья рук нам необходимо мыло и полотенце.

Мне пришлось индивидуально поработать с некоторыми детьми (Казанцева Даша, которая часто забывала загибать рукава, Филлипс Евой, которая забывала брать мыло, и т. д.)

И, конечно, же, мы читали и заучивали различные стишки и потешки: «Моем руки», «Позавтракали», «Умываемся», «Водичка, водичка», «Ай, лады, лады», «Будет мыло пениться», и т. д.

3. Мы приучаем детей следить за своей прической. У всех девочек и мальчиков в шкафчиках лежит своя расческа, после сна заплетаем у зеркала, обращаем внимание на то, какие дети красивые, когда причесаны. Учим благодарить за красивую прическу.

Сейчас у всех детей имеются носовые платки, обычно один в шкафчике, а другой в кармане у ребенка. Но нам пришлось серьезно поработать с родителями над этой проблемой. Я объясняла, что один платок должен быть в кармане, в то время когда мы находимся либо в группе, либо на прогулке, это не важно, потому что ситуации бывают разные: кровь из носа, насморк, снег в глаза и т. д. Например, у Тани Коваленко всегда три платка, на все случаи жизни, и при этом все в руках.

4. Большое внимание мы уделяем сервировке стола На столы мы ставим салфетки, салфетки стараемся покупать красивые, чтобы привлекать детей, приучать использовать их по назначению. Когда дети садятся за столы, я напоминаю правила поведения за столом, проговариваю, что мы сегодня кушаем, т. е. название блюда. После еды дети всегда благодарят няню.

При подготовке к обеду или завтраку я обращаю внимание детей на то, как чисто на столах, напоминаю, что есть следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Я показала, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Ежедневно слежу за тем, кто из детей и как выполняет мои указания. Иногда я ставила в пример детей, которые аккуратно выполняют все требования.

Было проведено занятие на тему «Кукла Таня у нас в гостях». На занятии мы говорили о том, что нужно кушать аккуратно, не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.

А так же мы использовали потешки и стишки.

Была проведена анкета для родителей по вопросам питания их ребенка. И была предложена папка-передвижка «Памятка для родителей».

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит "Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду" Васильевой.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2014 в 20:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....