Получи документы

Воспитание сказкой детей дошкольного возраста

Елена Фролова
Воспитание сказкой детей дошкольного возраста

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.» В. А. Сухомлинский.

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Публикация «Воспитание сказкой детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей : «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку.» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам : «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так.». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание сказкой Тема: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников сказкой.» Воспитатель МДБОУ №34: Потоля Н. И. Детство – время развития всех сил человека,.

Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы)Коллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы) Коллаж (наклеивание) – это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету.

Конспект совместной деятельности родителей и детей старшей логопедической группы «Воспитание толерантности сказкой»Конспект совместной деятельности родителей и детей старшей логопедической группы «Воспитание толерантности сказкой» Конспект совместной деятельности родителей и детей старшей логопедической группы № 12 МБДОУ №12 города Моздока Тема: «Воспитание толерантности.

Формирование самостоятельной творческой деятельности детей посредством применения технологии «Воспитание сказкой» МАСТЕР- КЛАСС Тема «Формирование самостоятельной творческой деятельности детей посредством применения педагогической технологии «Воспитание.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста настоящее время патриотическое воспитание дошкольников становится очень актуальной задачей, стоящей перед педагогическим сообществом. Россия.

План поэтапного руководства музыкально-игровой сказкой «Буратино» для детей старшего дошкольного возраста» Мюзикл «Приключения Буратино» (сценарий в стихах) для детей 5-7 лет Действующие лица: Папа Карло, Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой» Сказкотерапия. Воспитание сказкой. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать.

Консультация для родителей «Воспитание детей сказкой» Сказка- это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Причиной этому являются особенности детского восприятия.

Консультация «Воспитание сказкой. Сказкотерапия» Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любя. Из них они черпают множество познаний:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание сказкой детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2018 в 14:48
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД