Получи документы

Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность

Ирина Леснякова
Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность

В дошкольном образовательном учреждении основой музыкально- валеологической работы является формирование у детей культуры здоровья.

Ее компонентами являются: духовно-нравственный, личностный, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, физический. Музыкально валеологическая работа направлена на формирование деятельности, которая предполагает наличие мотива к здоровому образу жизни и системы ценностей, потребности быть здоровым, знания и убеждения, а также умения оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.

Публикация «Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность» размещена в разделах

У дошкольников формирование представлений о здоровом образе жизни и идеале здорового человека эффективно в условиях осуществления компетентного подхода в процессе образовательной деятельности и взаимодействии с семьей, школой.

Все музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:

-валеологическая песенка-распевка;

-проблемная ситуация;

-актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;

-закрепление нового материала в практической деятельности.

В детском саду музыка необходима в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачу, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

1. утренний отрезок времени: во время приема детей снимет психологическое напряжение, в связи с расставанием с мамой мажорная классическая музыка, веселая песня с хорошим текстом;

2. дневной сон: благотворно влияет мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение.

3. пробуждение после сна: чтобы выработать рефлекс просыпания и помочь детям перейти из состояния покоя к активной деятельности, поможет нежная, легкая, радостная музыка, которая используется в течение одного месяца. Под музыку проводится гимнастика.

Детство – благоприятный период в жизни человека, во время которого формируется здоровье и развивается личность. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. Рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости он растет и развивается, доверяет миру и окружающим его людям. Поэтому одним из направлений музыкально-валеологической работы в ДОУ является организация тесного сотрудничества с семьей. Для воспитания здорового ребенка необходимо, чтобы взаимодействие с семьей проходило несколько этапов:

1 этап -знакомство и изучение семьи (вид семьи, ее социальное благополучие, психологический климат в семье) и составление карты социального статуса семьи;

2 этап - определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей;

3 этап – круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьи.

Использование здоровьесберегающих технологий не только в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье, воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Каждому родителю, посетившему музыкальное мероприятие, понравится то, как его ребенок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой. Возможно, родителям будет интересно почитать литературу по оздоровлению детей. В этом могут помочь индивидуальные беседы с опытными педагогами детского сада, материалы папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые и речевые игры, фотографии фрагментов занятий и праздников.

Приемы, способствующие формированию здорового образа жизни.

Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных их и упражнений.

Валеологические песенки-распевки Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина)и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Целью методики, разработанной

Б. Толкачевым и А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики, на развитии диафрагмально-брюшного дыхания, на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «ротик». Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентировании в пространстве, учат имитации движений животных.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения разработанные В. Емельяновым М. Картушиной развивают носовое, брюшное, диафрагмальное дыхание. В работе используются оздоровительные упражнения для горла игры со звуком.

Очень радуют детей пальчиковые игры, которые проводятся в игровой форме под музыку. Во время игры, массируя пальчики и ладошки, они благоприятно воздействуют на все внутренние органы. Технологии пальчиковых игр Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку с использованием героев пальчикового театра, используются шумовые инструменты, на которых дети самостоятельно играют с большим удовольствием.

Одной из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании являются речевые игры. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Такие средства музыкальной выразительности, как ритм, тембр, темп, динамика, артикуляция, форма, являются характерными и для речи. Использование речевых игр в музыкальной деятельности позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Включаем в основу технологий речевых игр детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Формируется речь при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. В речевое музицирование включается пантомимические и театральные этюды.

На праздниках, при проведении развлечений и досугов часто используется ритмодекламация, где на фоне музыки звучит речь ребенка, определенного темпа, ритмического рисунка, согласно содержанию текста.

Важной составляющей музыкально-валеологической работы в ДОУ является музыкотерапия, которая способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе всей их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.

Хотелось бы отметить, что музыкотерапия является методом психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения, музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее используют для влияния на самочувствие человека.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой, благотворно влияют на организм детей, повышают иммунитет, снимают напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливают спокойное дыхание.

Для воспитания здорового ребенка в детском дошкольном учреждении обеспечивается следующими обязательными условиями:

готовностью педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования;

личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в прцессе освоения основ здорового образа жизни;

наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы;

активным участием родителей в воспитательном процессе;

заинтересованностью начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников;

Все это возможно, лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического.

Еще в Древнем Риме были известны слова:" В здоровом теле - здоровый дух. " Здоровый ребенок - это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

Список использованной литературы:

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения Волгоград; Учитель, 2011.

2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья М. ; ТЦ "Сфера",2007.

3. ТютюнниковаТ. Э. "Просто, весело, легко" 2009.- № 5.-с. 4

4. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика М. ; ООО "Издательство АСТ",2004.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика М. ; Просвещение; Владос,2001.

6. Щеткин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей М; Айрис-пресс, 2007.

Публикации по теме:

Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни ПРОЕКТ «Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни» Актуальность.

Формируем привычку к здоровому образу жизни В дошкольном возрасте активно идет формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц,.

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в семье» Консультация для родителей «Приобщениие дошкольников к здоровому образу жизни в семье» Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения.

Круглый стол для родителей «Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Цель: Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Задачи: - приобщить родителей к участию.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы» Цель: Повышение воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни, использование некоторых техник в работе с детьми, привлечение.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность в соответствии с ФГОС» Уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер – класс по проблеме «Коммуникативные танцы, как одна из форм работы с детьми».

Нестандартное оборудование в ДОУ как средство развития физического здоровья и интереса к здоровому образу жизниНестандартное оборудование в ДОУ как средство развития физического здоровья и интереса к здоровому образу жизни Консультация: "Нестандартное оборудование в ДОУ, как средство развития физического здоровья и интереса к здоровому образу жизни" Всем известно.

Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром и.

Собрание в старшей группе «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Собрание в старшей группе на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Воспитатель:.

СОптимизация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни Оптимизация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Развитие человека, степень полезности его обществу во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у дошкольников интереса к здоровому образу жизни через музыкальную деятельность
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 22:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД