МААМ-картинки

Воспитание экологической культуры дошкольников

Татьяна Шутлива
Воспитание экологической культуры дошкольников

Воспитание экологической культуры дошкольников

«Кто не любит природы,

тот не любит человека,

тот не гражданин»

Достоевский Ф. М.

Любовь к природе – великое чувство. И это чувство помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее. Любить природу может лишь тот, кто знает, понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться.

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Для того, чтобы понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно развивать это в человеке с детства.

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников» размещена в разделах

К сожалению, наши дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Большая часть времени проводится за компьютерными играми, телевизором… Но ведь, никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, по лужам после дождя…

Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. И для этого мало что- либо рассказать, необходимо малыша научить радоваться, сопереживать природе. Научить видеть прекрасное: когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно это обогащает душу и внутренний мир ребёнка, заставляет его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышает интеллект и культуру общения с природой.

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Главная цель экологического воспитания в детском саду – формирование начал экологической культуры. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). Педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы воспитания у дошкольников экологической культуры. Он должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. Это должно начинаться со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям. В том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное, хвалит за правильный ответ, что стимулирует дальнейший поиск информации. При правильном руководстве наблюдения за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. У малыша появляется желание поделиться с окружающими полученными впечатлениями, через изобразительную деятельность, в составлении рассказов, на музыкальных занятиях.

Труд по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений (уголки природы, экологические тропинки, акции «Накормим птиц» и т. п.) позволяет детям приобрести умения и правильные способы ухода, а так же и воспитывает любовь ко всему живому.

Не стоит упускать, что формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимо «подключать» семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края, объяснять особыми педагогическими способами, что возможности, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. - все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Литература

Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : Учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика Синтез, 2008. – 112 с.

Публикации по теме:

Влияние театрализованной деятельности на воспитание экологической культуры дошкольников В свое время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников». В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр Одной из последних тенденций в современной науке является возрастание интереса к проблеме экологического воспитания ре6бенка. Интерес к.

Воспитание экологической культуры младших школьников статья Воспитание экологической культуры младших школьников. «Трогая цветок, мы трогаем звёзды. В конечном счёте, природу может спасти только.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 13:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД