Получи документы

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой (3 фото)

Людмила Балаценко
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты, могут быть увидены только через несколько лет. Экологическое образование в дошкольном звене, часто воспринимают несерьезно. Однако, в настоящее время именно для этого, в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются. Поэтому, это надо формировать с дошкольного возраста. Необходимо обеспечивать непрерывность процесса на всех ступенях образования.

Публикация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой» размещена в разделах

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой

Экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей, как субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они, созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются не только к условиям социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека, при взаимодействии с окружающим миром, идёт процесс экологизации человека, где формируется экологическая культура. Под экологической культурой нужно понимать совокупность развитого сознания, эмоционально-чувственной деятельностных сфер человека.

Экология учит нас жить в ладу с природой, без неё невозможно наше развитие и наша жизнь. Природа оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, поэтому мы должны научить его не только брать от природы, но и защищать, заботиться, преумножать её.

Для этого надо давать экологические знания, воспитывать милосердие. В период дошкольного возраста, происходит нравственное становление личности, определяется процесс развития экологической культуры, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Каковы же показатели сформированности экологической воспитанности? Это:

- Усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с

окружающим миром;

- Наличие потребности в экологических знаниях;

- Ориентация на практическое применение;

- Потребность в общении с растительным и животном мире;

- Проявление эстетических чувств;

- Проявление инициативы в решении экологических и валеологических проблем

ближайшего окружения.

Я поставила цель: формировать у детей экологическую культуру через общение с природой, окружающим миром. Отсутствие знаний у детей, иногда приводит к неправильным поступкам. Чтобы дети усвоили правила экологической культуры, я даю им конкретные представления об окружающем мире соприкасаясь с ней в жизни: понюхать цветочек, послушать пение птиц, наблюдать за полётом бабочки. Стараюсь развивать познавательную активность, желание рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В совместной деятельности с детьми стремлюсь вовлекать их в активную работу, даю поисковые и исследовательские задания, учу устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Во время экскурсий, походов в лес, предлагаю быть внимательными, наблюдательными, делать для себя открытия, соблюдать правила безопасности и культуры поведения. Нацеливаю детей на то, чтоб они замечали интересные ситуации, увидели божью коровку, наблюдать за ней: куда ползёт, как двигается, что её настораживает, обратить внимание на то, как она расправляет крылышки. Предлагаю прочитать о ней стихотворение: «Платье в горошек у божьей коровки, божью коровку, пальцем не трогай! Пусть уползёт зелёной дорожкой, пусть улетает синей дорожкой». Верю, что встречу с ней, дети никогда не забудут.

Фото №1 Экологическое воспитание это сложный и длительный процесс

При ознакомлении с природой, стараюсь дать как можно больше знаний о гуманном отношении ко всему живому, т. к это экосистема, цепочка, от которой зависит жизнь на Земле. Для этого я предлагаю игры на воображение: «Я - бабочка», «Сорока-белобока», «Маленькая белочка» и др. Для того, чтобы дети почувствовали ответственность перед природой, предлагаю найти на территории детского сада любимое дерево, кустарник, полянку и ухаживать за ними: поливать, лечить, оберегать, разговаривать, украшать. В итоге провожу конкурсы, викторины, награждения. Дети получают предложения: собрать красивый букет из осенних листьев, гербарий лекарственных растений, композиции из природного материала с ответственностью, проявлением творчества, фантазии выполняют, затем оформляем выставку. Вся работа направлена на формирование у детей эстетического вкуса, трудолюбия, развития экологической культуры. Они учатся сами и учат товарищей.

Фото №2 Конкретные его результаты могут быть увидены только через несколько лет

Большое внимание уделяем заботе о птицах не только на территории детского сада, но и за её пределами: развешиваем кормушки зимой, обустраиваем «Птичьи столовые», следим за их состоянием, регулярно подкармливаем птиц, Для того, чтобы сохранить эту красоту, дети приносили зерно, сало, крошки хлеба, семечки. Весной изготавливаем скворечники вместе с родителями, закрепляем их на деревьях и шестах, охраняем эти места, чтоб никто не нарушил жизнь пернатых друзей. Много читаю детям о птицах, рассказываю о их пользе для растений и человека местах обитания. Провела цикл бесед «Птицы наших лесов». Всё это даёт положительные результаты, развивает желание ещё больше заботиться о природе, направляет их оказывать посильную деятельность на её охрану. По итогам совместной деятельности, оформляем выставки «Поможем пернатым», «Наши меньшие братья». Благодаря содружеству с родителями, их помощи, я провожу экскурсии, походы в лес, парк, водоём, оформляем «Красную книгу» растений и животных нашего региона. Вместе проводим трудовые десанты на территории детского сада и в ближайшей лесной полосе, посещаем музеи и эколого - биологический центр. Для родителей показываю совместную деятельность, организую круглые столы, анкетирование, консультации, встречи, конкурсы, осуществляем проекты, акции - пропагандируя и закрепляя экологические знания у детей и взрослых.

Отрадно, что вся эта работа проводится не напрасно, так, как мои выпускники, посещая детский сад, вспоминают свои добрые дела при общении с природой. Они продолжают о ней заботиться, приобщая своих друзей, а это значит – работаю в правильном направлении и поставленные мной задачи по экологическому воспитанию детей, приносят положительные результаты. Я этим горжусь!

Литература:

1. Николаева С. Н. программа «Маленький эколог», М. Мозаика-Синтез, 2004г.

2. Рыжова Н. А., «Наш дом природа»,М., Линка-Пресс, 1996г.

3. Веретенникова «Труд и наблюдение в природе», М. Просвещение 1973, 2011г.

4. Дежкин в. Беседы об экологии, М. Молодая гвардия, 1975 г.

5. Захлебный А. Н. Экологическая тропа, М. Знание, 1986 г.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 06:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД