Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой

Людмила Балаценко
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты, могут быть увидены только через несколько лет. Экологическое образование в дошкольном звене, часто воспринимают несерьезно. Однако, в настоящее время именно для этого, в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются. Поэтому, это надо формировать с дошкольного возраста. Необходимо обеспечивать непрерывность процесса на всех ступенях образования.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой

Экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей, как субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они, созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются не только к условиям социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека, при взаимодействии с окружающим миром, идёт процесс экологизации человека, где формируется экологическая культура. Под экологической культурой нужно понимать совокупность развитого сознания, эмоционально-чувственной деятельностных сфер человека.

Экология учит нас жить в ладу с природой, без неё невозможно наше развитие и наша жизнь. Природа оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, поэтому мы должны научить его не только брать от природы, но и защищать, заботиться, преумножать её.

Для этого надо давать экологические знания, воспитывать милосердие. В период дошкольного возраста, происходит нравственное становление личности, определяется процесс развития экологической культуры, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

Каковы же показатели сформированности экологической воспитанности? Это:

- Усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с

окружающим миром;

- Наличие потребности в экологических знаниях;

- Ориентация на практическое применение;

- Потребность в общении с растительным и животном мире;

- Проявление эстетических чувств;

- Проявление инициативы в решении экологических и валеологических проблем

ближайшего окружения.

Я поставила цель: формировать у детей экологическую культуру через общение с природой, окружающим миром. Отсутствие знаний у детей, иногда приводит к неправильным поступкам. Чтобы дети усвоили правила экологической культуры, я даю им конкретные представления об окружающем мире соприкасаясь с ней в жизни: понюхать цветочек, послушать пение птиц, наблюдать за полётом бабочки. Стараюсь развивать познавательную активность, желание рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В совместной деятельности с детьми стремлюсь вовлекать их в активную работу, даю поисковые и исследовательские задания, учу устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Во время экскурсий, походов в лес, предлагаю быть внимательными, наблюдательными, делать для себя открытия, соблюдать правила безопасности и культуры поведения. Нацеливаю детей на то, чтоб они замечали интересные ситуации, увидели божью коровку, наблюдать за ней: куда ползёт, как двигается, что её настораживает, обратить внимание на то, как она расправляет крылышки. Предлагаю прочитать о ней стихотворение: «Платье в горошек у божьей коровки, божью коровку, пальцем не трогай! Пусть уползёт зелёной дорожкой, пусть улетает синей дорожкой». Верю, что встречу с ней, дети никогда не забудут.

При ознакомлении с природой, стараюсь дать как можно больше знаний о гуманном отношении ко всему живому, т. к это экосистема, цепочка, от которой зависит жизнь на Земле. Для этого я предлагаю игры на воображение: «Я - бабочка», «Сорока-белобока», «Маленькая белочка» и др. Для того, чтобы дети почувствовали ответственность перед природой, предлагаю найти на территории детского сада любимое дерево, кустарник, полянку и ухаживать за ними: поливать, лечить, оберегать, разговаривать, украшать. В итоге провожу конкурсы, викторины, награждения. Дети получают предложения: собрать красивый букет из осенних листьев, гербарий лекарственных растений, композиции из природного материала с ответственностью, проявлением творчества, фантазии выполняют, затем оформляем выставку. Вся работа направлена на формирование у детей эстетического вкуса, трудолюбия, развития экологической культуры. Они учатся сами и учат товарищей.

Большое внимание уделяем заботе о птицах не только на территории детского сада, но и за её пределами: развешиваем кормушки зимой, обустраиваем «Птичьи столовые», следим за их состоянием, регулярно подкармливаем птиц, Для того, чтобы сохранить эту красоту, дети приносили зерно, сало, крошки хлеба, семечки. Весной изготавливаем скворечники вместе с родителями, закрепляем их на деревьях и шестах, охраняем эти места, чтоб никто не нарушил жизнь пернатых друзей. Много читаю детям о птицах, рассказываю о их пользе для растений и человека местах обитания. Провела цикл бесед «Птицы наших лесов». Всё это даёт положительные результаты, развивает желание ещё больше заботиться о природе, направляет их оказывать посильную деятельность на её охрану. По итогам совместной деятельности, оформляем выставки «Поможем пернатым», «Наши меньшие братья». Благодаря содружеству с родителями, их помощи, я провожу экскурсии, походы в лес, парк, водоём, оформляем «Красную книгу» растений и животных нашего региона. Вместе проводим трудовые десанты на территории детского сада и в ближайшей лесной полосе, посещаем музеи и эколого - биологический центр. Для родителей показываю совместную деятельность, организую круглые столы, анкетирование, консультации, встречи, конкурсы, осуществляем проекты, акции - пропагандируя и закрепляя экологические знания у детей и взрослых.

Отрадно, что вся эта работа проводится не напрасно, так, как мои выпускники, посещая детский сад, вспоминают свои добрые дела при общении с природой. Они продолжают о ней заботиться, приобщая своих друзей, а это значит – работаю в правильном направлении и поставленные мной задачи по экологическому воспитанию детей, приносят положительные результаты. Я этим горжусь!

Литература:

1. Николаева С. Н. программа «Маленький эколог», М. Мозаика-Синтез, 2004г.

2. Рыжова Н. А., «Наш дом природа»,М., Линка-Пресс, 1996г.

3. Веретенникова «Труд и наблюдение в природе», М. Просвещение 1973, 2011г.

4. Дежкин в. Беседы об экологии, М. Молодая гвардия, 1975 г.

5. Захлебный А. Н. Экологическая тропа, М. Знание, 1986 г.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Времена года и погода
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 06:51
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...