Папки-передвижки

Возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего возраста

лида гавшина
Возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего возраста

Одним из показателей всестороннего полноценного развития детей является правильная грамотная речь.

Как показывает практика, уже в среднем дошкольном возрасте у детей наблюдаются нарушения в речевом развитии. Одна из причин кроется в недостаточном внимании к эмоционально-речевому общению ребенка раннего возраста с близкими людьми. Многие родители недооценивают возможности раннего возраста для психофизиологического благополучия ребенка, что в свою очередь определяет успешность его общего развития в период дошкольного детства.

Публикация «Возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Для развития речи ребенка необходимо использовать материал, который близок детской природе, доступен пониманию и воспроизведению в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.

В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его к предметам, животным, людям.

Таким требованиям отвечают малые формы фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, песенки).

Созвучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора способствуют :

1. Увеличению пассивного словаря ребенка, рождению первых сознательных слов.

2. Расширению кругозора (привлекают внимание к окружающим предметам, животным, людям).

3. Развитию игровой деятельности.

4. Знакомству с творчеством русского народа.

5. Эмоциональному развитию, выразительности речи.

6. Развитию слуховой памяти.

7. Снятию психологического напряжения.

8. Смягчению протекания адаптационного периода.

9. Воспитанию у детей дружелюбия, доброжелательности, сопереживания.

Поэтому так важно включить фольклорные произведения в НОД, в индивидуальную работу, в режимные моменты: когда его укладывают спать – колыбельная песня, когда купают – ласковые поговорки, эмоциональное общение в период бодрствования – прибаутки, потешки.

Знакомя детей с фольклором, необходимо чтобы они отвечали определенным требованиям:

• простота и четкость ритма;

• краткость самого стишка и отдельных строк;

• простота и ясность знакомых детям образов;

при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;

• разнообразие видов поэзии.

С детьми раннего возраста, прежде всего, необходимо много и целенаправленно говорить. Говорить в течение всего дня: в НОД, в индивидуальных формах работы, в режимных моментах; рассказываете разные истории из жизни детей и взрослых, о животных, о приключениях знакомых игрушек. Помимо этого формы фольклора помогут ненавязчиво сменить двигательный режим, вид деятельности ребенка.

Например, перед сном ребенку можно почитать «Баю, баю, баю, бай», а когда утром проснется проговорить «Вот проснулись…»

Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие: «Наша Маша маленька», «Чики-чики-чикалочки…»; другие достаточно велики «Ай, качи-качи…», «Заинька, походи…». Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях «Водичка, водичка», для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения «Вот и люди спят», «Наши уточки с утра».

Чтение малых фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства: они произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

В раннем возрасте дети не могут воспринимать быструю речь по этому потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями проводятся:

1. Консультации «Развиваем речь детей средствами фольклора», «Игры с потешками дома», «Роль малых жанров фольклора в развитии детей».

2. Картотека песенок, потешек, прибауток.

3. Творческая мастерская «Потешки в жизни ребенка».

Таким образом, малые формы фольклора положительно влияют на эмоциональное настроение детей, помогают овладеть родным языком, развивают память, воображение, мышление, дают возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивают ребенка.

Публикации по теме:

Цветочная полянкаЦветочная полянка Хорошо развитая речь ребёнка способствует полноценному формированию его личности. Нарушения же речи сказываются на формировании детского.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 15 октября 2014 в 14:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД