Лучший педагог года

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Ирина Цветкова
Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: повышение педагогической грамотности в образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Звуковая культура речи»

2. Практически отработать навыки дифференциации, звукового анализа.

3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Публикация «Всеобуч-практикум для родителей „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах

Ход всеобуча:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, узнать, какую роль в развитии ребёнка играет воспитание звуковой культуры речи.

От того, насколько успешно ребёнок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

И так, что же подразумевает воспитание звуковой культуры речи.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Учить дифференцировать пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч,

л-р, различать свистящие (переднеязычные зубные щелевые (з, (з’) и (с, (с’, шипящие (нёбные (нёбно-зубные) щелевые [ж] и [ш] и аффриката [ч]) и сонорные звуки (р, л, н, м, й, твердые и мягкие соответственно (всего получается 10, твердые и мягкие

звуки, в словах, во фразовой речи.

• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в

слове (в начале – в середине – в конце).

• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием

скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.

• Развивать интонационную выразительность.

А теперь давайте вспомним основы подготовки к обучению грамоте :

Предложение состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Звуки бывают –

Какие? (гласные, согласные). В каждом слове слышим звуки.

Воспитатель: Звуки на письме обозначаем буквами.

Звуки отличаются от букв? Что такое звук?

Родители : Звук - это то, что мы слышим, произносим.

Воспитатель: Что такое буква?

Родители : Буква это то, что мы видим и пишем.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Вспомните и назовите гласные звуки

Родители : [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Воспитатель:Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] - в словах звучат сердито (твердо).

Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М',. ] - в словах звучат ласково (мягко).

Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

Звуки [Ч, Щ, Й] -всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Воспитатель:Давайте немножко поиграем, я называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом, кран, кит, кот)

Воспитатель:Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие);

- определение количества звуков в слове;

- определение места звука в слове.

Это необходимо для:

-Обучения чтению

-Грамотному письму в школе

-Изучения родного языка

План анализа слова.

1. Произнесите слово и послушайте его.

Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того как начнётся вычленение звуков из слова надо убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.

2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к этому действию означает начало собственного звукового разбора.

3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)и т. д.

5. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков, сколько согласных?

- Сколько твёрдых согласных, мягких?

Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.

Практикум.

Воспитатель: сейчас я вам предлагаю на практике самим попробовать провести звуковой анализ слова (раздаются листочки с заданием)

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Кто пойдёт к доске?

А сейчас логопед познакомит вас с играми на развитие звукового анализа и синтеза.

Воспитатель: Уважаемые взрослые, наши мамы и папы. Конечно же это только первые ступени в страну подготовки к обучению грамоте. Нам предстоит ещё многому научиться, это:

- продолжить знакомиться со словом, научиться вычленять его как самостоятельную смысловую единицу из потока речи;

- научиться составлять предложения, делить предложений на слова и составлять из слов предложения;

- продолжить учиться делить слова на части (слоги) и составлять слова из слогов;

- продолжить знакомиться со звуковым строением слов, формировать навыки звукового анализа слов: определять количество, последовательность звуков (фонем) и составлять слова с определёнными звуками, понимать смыслоразличительной роли фонемы и многое другое.

Беседа с родителями :

«Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и что не понял?»

- Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в Город мастеров» (подготовка к обучению грамоте) .

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте» Уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представит вашему вниманию разработку конспекта по образовательной области "Речевое развитие" на тему,.

Конспект занятия. Подготовка к обучению грамоте в группе с 6 до 7 лет Конспект организации НОД Подготовка к обучению грамоте с детьми 6-7 лет Задачи 1. Развивать умение производить звуковой анализ слов, подбирать.

Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Куприянова Т. В. Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе» Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка.

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Из опыта работы. Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина Тимофеевна.

План — конспект НОД по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определенным звуком» План – конспект непосредственной образовательной деятельности по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определённым.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе Буква и звук З Фрагмент НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Цели и задачи: Познакомить с буквой «з» и звуком.

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте с опорой на мнемотехнику» Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: активизировать знания педагогов о.

Всеобуч-практикум для родителей «Пути формирования правильной речи» Н.  с.  рухля:"Пути формирования правильной речи" Цель: Способствовать осознанию необходимости и значимости взаимодействия с логопедом ОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 20:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД