Выявление гендерной идентичности у детей среднего дошкольного возраста

Женни Важенина
Выявление гендерной идентичности у детей среднего дошкольного возраста

Работа по формированию у детей гендерной идентичности должна начинаться с изучения особенностей развития каждого ребенка. Для реализации данной задачи были использованы следующие методы и методики:

1. Интервьюирование по изучению гендерных установок. Целью данной методики является исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка.

2. Методика М. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Целью данной методики является выявление представлений детей о себе и осознание полоролевой ориентации в будущем.

• Проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер)

Эта методика помогает выявить представления детей о себе,как представителей определенного пола

• Социометрическая проба «День Рождения», целью которой является выявление эмоциональных предпочтений в общении.

Для того, чтобы выявить уровень компетентности по вопросам гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников провели анкетирование педагогов и родителей.

В обследовании участвовало 12 детей среднего возраста (экспериментальная группа)- 6 девочек и 6 мальчиков.

Интервьюирование проводилось индивидуально. Детям было задано 4 вопроса.

• Когда вырастишь, кем ты будешь? (тетей/дядей, мужем/женой, папой/мамой).

• Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?

• Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?

• Чем отличаются мальчики от девочек?

Анализ ответов детей на вопрос «Когда вырастишь, кем ты будешь?» показал, что 100% ребят независимо от пола адекватно и правильно оценили свою половую принадлежность в будущем.

Так, 2 девочки (33%) отвечали, что в будущем они будут тетями, 1 девочка (17%) – женой и 3 девочки (50%) – мамами.

Для мальчиков привлекательными перспективами казались стать мужем (50%) – 3 человека, папой (2 человека)- 33% и дядей (1 человек)- 17%.

При ответе на второй вопрос «Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?» 92% детей ответили отрицательно, т. е. пол не обратим. Однако1 девочка (8%) согласилась, что такое возможно, т. е. она допускает возможность превращения.

На вопрос «Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?» 100% детей ответили отрицательно.

Также мы выявили, в чем, по мнению детей, разница между мальчиками и девочками. Воспитанники выделяли следующие различия: одежда, длина волос, сила, рост.

Для подтверждения результатов интервьюирования, была проведена модифицированная методика М. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Исследование проводилось в 2 этапа.

Первый этап: Перед детьми на столе в случайном порядке раскладывали 12 картинок, которые отображают разные возрастные периоды жизни. Мальчикам и девочкам предлагалось показать, какому образу соответствует его (ее) представление в настоящий момент о себе. Задавали вопрос: «Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?»

Правильно определили свою половую принадлежность все (100%) детей. 9 ребят (75%) воспитанников правильно показали свой настоящий образ (образ дошкольника). 3 девочки (50%) не смогли правильно оценить свой настоящий образ: 2 девочки (33%) выбрали образ

женщиныи 1 девочка (17%) считает себя младенцем.

Второй этап: 4 девочки (67%) представили себя в будущем в образе школьницы,2 девочки (33%) - в образе женщины.

Мальчики представили себя в образе мужчины – 3 человека(50%) и в образе школьника - 3 человека (50%).

Нами была проведена методика «Рисунок человека» с целью выявления представлений детей о себе и осознание гендерной идентичности.

Согласно интерпретации методики, ребенок нарисует фигуру того пола, который в большей степени отображает образ его Я. Так, 100 % обследуемых в рисунке отразили свой пол.

При помощи социометрической пробы «День Рождения» удалось зафиксировать эмоционально личностные предпочтения детей своего пола и противоположного через соотношение количества выборов. Для этого ребенку предлагалось представить, что у него День рождения и на него можно пригласить, кого он захочет (число выборов не ограничено). Среднее число выборов детей своего пола у девочек и мальчиков примерно одинаковое (2,6 и 2,2 соответственно). Среднее число выборов мальчиков представительниц противоположного пола составило 0,6, тогда как у девочек показатели выше (1,8). При выборе представителей противоположного пола дети исходят из полоролевых оснований своих предпочтений. В частности при выборе мальчиками девочек назывались такие качества, как красота, доброта. Для девочек наиболее ценными качествами при выборе мальчиков явилась смелость.

Мы провели анкетирование педагогов и родителей с целью выявления принятия гендера, его устойчивости и готовность рассматривать гендерное воспитание в детском саду. В анкетировании участвовало 15 родителей (из экспериментальной группы) и 16 педагогов (воспитателей).

Анализ анкетирования показал, что все родители (100%) считают, что в ребенке стоит воспитывать мужские/женские качества.

7 родителей (47%) считают, что физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и семье должны отличаться. Однако, 8 человек (53%) не согласны с этим утверждением.

На вопрос «Необходимо ли участие в образовательном процессе мужчин педагогов» 11 человек (73 %) родителей дали положительный ответ, а 4 родителя (26%) ответили отрицательно.

По мнению 12 педагогов (75%, в детском саду нужно проводить какие-либо виды деятельности отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, 4 воспитателя (25%) с этим не согласны.

На вопрос «Испытываете ли Вы затруднения в работе, связанной с решением вопросов гендерного подхода к воспитанию детей?» 6 педагогов (38%) ответили положительно, 10 (62%) из них ответили отрицательно, т. е. они не испытывают затруднений.

На основе анализа данных всех методов и методик мы получили полную картину на каждого ребенка и общую картину всех участников образовательного процесса. В целом, результаты обследования позволяют нам сделать вывод о том, что уровень гендерной идентичности у детей из данной группы (средняя группа) сформирован на достаточном уровне, но необходимо продолжать проводить целенаправленную работу с детьми, а также с педагогами и родителями для успешной социализации дошкольника.

Педагог-психолог Важенина Ж. О.

Прикреплённые файлы:

zheni-olegovna-gender_ujgt9.ppt | 2296 Кб | Скачан: 277
 
Публикации по теме:

Методы исследования психических процессов у дошкольников Параметры исследования: • Осведомлённость • Особенности внимания • Сенсорно-перцептивная организация • Восприятие пространственных отношений.

Танец «А ты меня любишь?» (Видео) Формирование гендерной принадлежности у старших дошкольников посредством танца. Формирование гендерной принадлежности и идентичности у старших дошкольников - одна из задач реализации образовальной области "Социализация".

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Выявление гендерной идентичности у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 мая 2013 в 12:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...