Получи документы

Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования

Ольга Ющенко
Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования

Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования

Санкт – Петербургская Академия постдипломного

Педагогического образования

Института детства

Кафедра дошкольного образования

Выпускная аттестационная работа по теме:

«Развитие познавательной активности ребёнка – дошкольника в процессе

экспериментирования»

Слушателя КПК

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в

Публикация «Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования» размещена в разделах

соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

воспитателя ГБДОУ № 3

Невского района СПб

Ющенко Ольги Николаевны

Санкт - Петербург

2016

Содержание

1. Пояснительная записка….3

1.1 Описание целевой аудитории мероприятия….3

1.2 Условия проведения мероприятия…3

1.3 Целевые установки мероприятия ….5

1.4 Планируемые мероприятия…. 5

2. Содержание мероприятия …. 5

Список литературы….…. 14

1. Пояснительная записка В основе формирования личности ребёнка и воспитания у него гуманного отношения к окружающему миру, лежит гармоничное развитие чувств. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Маленькие дети познают окружающий мир при помощи чувств, поэтому только непосредственное восприятие может развивать у них чувство природы. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер, смотрят на луну, звёзды, чувствуют, как мороз пощипывает щёки, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игр.

1. 1 Описание целевой аудитории мероприятия Проект по Тематике: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Дети группы от 3 – 4 лет. Списочный состав детей: 23 человека

1. 2 Условия проведения мероприятия Место проведения: наблюдение на участке д/с и групповой комнате.

Дети пришли подготовленные из первой младшей группы и была проведена диагностики интегративных качеств за первую половину года во второй младшей группе по Образовательным областям «Познавательное развитие «: уровень развития средний - 56%, требуется корректирующая работа - 35%. «Речевое развитие «: уровень развития средний – 82%, требуется корректирующая работа – 17%. «Художественно – эстетическое развитие «: уровень развития выше среднего – 39%, уровень развития средний – 48%, требуется корректирующая работа – 13%. «Физическая культура «: уровень развития средний – 74%, требуется корректирующая работа – 26%.

Тема выбрана с учётом возрастных особенностей и объёма информации, которая может ими воспринята, что положительно повлияло на различные образовательные виды деятельности. На основе проведения диагностики в первой половине года была создана аналитическая справка и сделан вывод, что с детей нужно развивать по Образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие «: продолжить формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. «Познавательное развитие «: включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера. Быть внимательным к детским вопросам, регулярно предлагать проектную ситуацию в ответах на заданные вопросы. Предлагать детям самим выдвигать проектные решения. Помочь детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла. В ходе обсуждения предлагать решения, поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого варианта. «Ознакомление с миром природы «: продолжать знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года. Продолжать давать представления о свойствах воды, песка, снега. «Речевое развитие «: закреплять умение различать сутки по приметам и действиям времени, развивать мышление. «Приобщение к художественной литературе «: повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и на сложные фразы. «Художественно – эстетическое развитие «: продолжать закреплять ориентировку на листе бумаге и выкладывать готовые детали разной формы. Совершенствовать умение выполнять действия по сигналу. Учить соблюдать правила игры. Развивать координацию движений.

1. 3 Целевые установки мероприятия Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях, в развитии восприятия, внимания, памяти. Задачи: Стимулировать исследование исследовательской деятельности. Включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Учить понимать обобщающие слова; называть части суток. Обучать умению вести диалог с взрослым: слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него и т. д.

1.4 Планируемые результаты Продолжать развивать умение в любознательности, воображении, творческой активности. Имеют первичные представления об объектах окружающего мира. Умеют устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Участвовать в развитии всех компонентов устной речи, грамматического строя, связной речи – диалогической и монологической форм.

1. Содержание мероприятия

Проект по теме «Развитие познавательной активности ребёнка – дошкольника в процессе экспериментирования»

Образовательные области «Познавательное развитие «, «Речевое развитие» 29. 09 16 г Задачи: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, тучам. Побуждать устанавливать причинные связи: наступила осень – солнце греет слабо. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Совместная деятельность на прогулке: наблюдение за солнечной или пасмурной погодой. Опыт: по выявлению солнечных лучей: на теневой и солнечной стороне дома и по тактильным ощущениям у детей. Наглядный материал: просмотр цветных картинок с изображением неживой природы в разное время года. Работа с родителями: предложить организовать наблюдение за изменениями происходящими в природе осенью из дома или из д\с. «Познавательное развитие «, «Речевое развитие «12.10. 16 г Задачи: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звёздам. Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступило утро, на небе звёзды и месяц – наступила – ночь. Совместная деятельность на прогулке: наблюдение по Теме: «Где ночует солнце? «. Беседа о явлениях неживой природы. Наглядный материал: цветные картинки с изображением солнечного неба и ночного неба: солнца, звёзд, месяца. «Познавательное развитие «, «Речевое развитие «11.11. 2016 г Задачи: побуждать устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья. Развивать слуховое и зрительное внимание. Совместная деятельность на прогулке: целевая по Теме: «Ветер – ветерок «Наглядный материал: картинки с изображением живой и неживой природы в разное время года. Работа с родителями: памятка: «Организация наблюдений в природе «: познакомить с подходами к ознакомлению с окружающим миром, роль наблюдений. Учить организовывать познавательно – исследовательскую деятельность в ходе наблюдений за объектами природы. «Познавательное развитие «, «Речевое развитие «15.12. 2016 г Задачи: формирование представлений о временах года (зима, связях между временами года и погодой. Учить называть основные приметы зимнего периода. Совместная деятельность на прогулке: наблюдение за снегопадом и свойствами снега: липкий - рассыпчатый. Опыт: набрать снег в баночку и поставить в тёплое место (снег растает и образуется грязная вода). Рассказать, что можно сделать из влажного снега. Наглядный материал: просмотр цветных картинок с изображение неживой природы в разное время года. «Познавательное развитие «, «Речевое развитие «, «Социально – коммуникативное развитие «13.01. 2017 г Задачи: познакомить с временными понятиями: «День - Ночь «. Учить различать части суток по приметам и действиям времени. Совместная деятельность в групповой комнате: беседа на Тему: «День - Ночь «, о времени суток. Наглядный материал: панно: «День «, «Ночное небо «, плоскостные фигурки: солнца, звезды, месяца. Цветные карточки с изображением времён суток. «Познавательное развитие «, «Развитие речи «03.02. 2017 г Задачи: продолжать знакомство с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звёздами. Совместная деятельность в групповой комнате: занятие по Теме: «Большие и маленькие звёздочки «. Наглядный материал: панно: «День «, «Ночное небо «, плоскостные фигурки: звёзды, солнце, месяц. Работа с родителями: консультация. Длительные наблюдения по Теме: «Народные приметы «: предложить родителям вместе с детьми организовать проверку народных примет, связанных с предсказанием погоды по цвету вечернего неба, по виду солнца и луны. Рассказать о воспитательных и развивающих возможностях данной работы, актуализировать и дополнить представления о приёмах организации совместной познавательно – исследовательской деятельности, о способах фиксации полученных результатов. «Познавательное развитие «, «Речевое развитие «23.03. 2017 г Задачи: познакомить с праздником : «День космонавтики «, профессиями: лётчик, космонавт. Воспитывать уважение к людям любой профессии. Совместная деятельность в групповой комнате: беседа по Теме: «Мы – космонавты о разных видах транспорта. Наглядный материал: просмотр картинок с изображением разного вида транспорта. Работа с родителями: консультация на Тему: «Космонавтики «. Предложить родителям сходить в выходной день в музей космонавтики или в планетарий. «Познавательное развитие «(ФЭМП, «Речевое развитие «, «Физическое развитие 13.04. 2017 г Задачи: закреплять умение различать и называть части суток: утро – вечер. Развивать мышление. Учить находить закономерности в расположении предметов и воспроизводить их, влезать на наклонную доску. Упражнять в ходьбе и беге в колонне по одному, в ходьбе по доске. Совместная деятельность в групповой комнате: рассказ по сюжетным картинкам на Тему: «Утро и Вечер «, Д \ И: Что на картинке? «, «Большое и маленькое солнышко «, П\ Д игра: «Солнышко «. Наглядный материал: просмотр сюжетных картин, плоскостная маска: «Солнышко «, плоскостные квадраты и силуэт солнца. Работа с родителями: консультация по Теме: «Утро и Вечер «, подготовка атрибутов к П \ Д игре. «Познавательное развитие «, «Физическое развитие, «Социально – коммуникативное развитие «18.05. 2017 г Задачи: расширять представления о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло. Учить составлять зависимость состояния от смены времён года. Совместная деятельность на прогулке: наблюдение за солнцем. Весеннее солнце – яркое, тёплое, много солнечных лучей. Познакомить со свойствами лучей – высушивают всё вокруг. Опыт: намочить песок и понаблюдать, как он высыхает. Положить кукольный платочек и понаблюдать, как будет высыхать. Наглядный материал: картинки с изображением живой и неживой природы в разное время года.

2. 1 Содержание мероприятия по Образовательным областям: в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе «Познавательное развитие «- СЕНТЯБРЬ Задачи: формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день – становится короче, а ночь – длиннее. Совместная деятельность в групповой комнате: наблюдение из окон д\с за наступлением светового дня. Чтение потешки: «Ночь пришла «, стихотворения Е. Благининой: «С добрым утром «. «Речевое развитие «Задачи: предложить ответить на вопросы об изменении положения солнца в течении дня. Рассказать детям об изменении погоды условий осенью. Познакомить с характеристиками погоды, связанные с солнцем. Развивать наблюдательность, связную речь. Подгрупповая работа на прогулке: распознающее наблюдение по Теме :«Закат солнца «Физическое развитие «Задачи: упражнять в беге, совершенствовать умение выполнять действия по сигналу. Учить соблюдать правила игры. Развивать координацию движений. Совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами, точно выполнять игровые действия. Развивать ловкость, быстроту реакции. Совместная деятельность на прогулке: П \ И: «Солнышко и дождик «, «Совушка «( «День и Ночь «). «Познавательное развитие «- ОКТЯБРЬ Задачи: учить осуществлять наблюдение, решать с его помощью познавательную задачу, находить ответы на вопросы. Обогащать представления о явлениях природы, действиях людей, характерного для разного времени суток. Индивидуальная работа на прогулке: распознающее наблюдение по Теме : «Наступает вечер «. «Речевое развитие «Задачи: познакомить с характеристиками ветра, способами наблюдения за ним. Учить понимать суть поставленной задачи, находить при помощи взрослого ответ на поставленный вопрос. Расширять представления о явлениях природы, об их взаимосвязи. Активировать в речи и уточнить соответствующие понятия. Совместная деятельность на прогулке: дедуктивное наблюдение по Теме: «Ветер и тучи «. «Физическое развитие «Задачи: учить выполнять прыжок верх с места на двух ногах, доставать до предмета. Организовывать шуточное соревнование, способствовать эмоциональной разрядке. Учить согласованно двигаться в заданном направлении, быстро реагировать на сигнал. Развивать способность к переключению впечатлений. Совместная деятельность в групповой комнате: П \ И: «Летит ракета на Луну «, «Ветер и облака «. «Художественно – эстетическое развитие «Задачи: продолжать знакомить с малыми формами фольклора. Учить выразительно воспроизводить небольшой текст наизусь. Способствовать повышению чёткости произношению звуков, выразительности речи. Совместная деятельность в групповой комнате: заучивание потешки: «Ночь пришла «Познавательное развитие «- НОЯБРЬ Задачи: обратить внимание на корочку льда, покрывшую лужи. Помочь выявить свойство льда (тонкий, прозрачный). Выяснить почему замёрзла вода в лужах. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природе. Совместная деятельность в групповой комнате :познавательный рассказ по Теме : «Мороз и вода «. Совместная деятельность на прогулке : по Теме: «Первый лёд на лужах «. «Речевое развитие «Задачи: формировать представления,о частях суток о характерных для вечера в изменениях в природе и действиях людей. Обогащать словарный запас, поддерживать познавательный интерес. Совместная деятельность в групповой комнате: чтение стихотворения Я. Акима: «Первый снег «. Совместная деятельность на прогулке: распознающее наблюдение по Теме : «Первый снег «. «Познавательное развитие «- ДЕКАБРЬ Задачи: дополнить знания о частях суток, признаках наступления вечера. Обогатить словарный запас. Совместная деятельность на прогулке: распознающее наблюдение по Теме : «Наступление сумерек «. «Речевое развитие «Задачи: учить осуществлять целенаправленно рассмотрение объектов природы, наблюдений за ними. Подвести к выводу особенностях зимнего неба, и его цветовой гаммы. Формировать представления о сезонных явлениях природы. Учить показывать их (пурга, метель). Совместная деятельность на прогулке: распознающее наблюдение по Теме : «Небо зимой». «Художественно – эстетическое развитие «Задачи: формировать представление о зиме, характерных изменениях в природе. Учить рассказывать о том, как движется снег, как он выглядит (падает, кружится, летает, блестит). Обогащать впечатления и представления средствами художественной литературы. Совместная деятельность в игровой комнате по Теме: Л. Воронковой: «Снег идёт «. Совместная деятельность на прогулке : распознающее наблюдение по Теме : «Снегопад «. «Познавательное развитие «- ЯНВАРЬ Задачи: предложить рассмотреть луну, ответить на вопросы о её форме. Рассказать детям, почему мы видим луну только в вечернее время или ночью в ясную погоду. Обогатить словарный запас. Поддерживать познавательный интерес. Индивидуальная работа на прогулке: распознающее наблюдение, познавательный рассказ : «Луна «. «Развитие речи «Задачи: познакомить с понятием «Тень «, обратить внимание на то, что если стоять рядом с источником света, то можно увидеть «тень». Обратить внимание на то, что «тень «повторяет контур предмета, меняет длину при удалении от источника света (приближении к нему). Учить осуществлять экспериментирование, делать вывод. Активизировать в речи понятие : ближе, дальше, длинней, короче. Индивидуальная работа на прогулке: распознающее наблюдение по Теме : «Тень «. Опыт: «Длиннее – короче «. «Физическое развитие «Задачи: познакомить с правилами безопасного поведения во время игры. Упражнять в метании снежка в цель. Развить координацию движений, глазомер. Учить скатывать шары из снега, соединять их цепочкой в длинную «гусеницу Стимулировать двигательную активность. Совместная групповая работа на прогулке: П \ И: «Попади в цель «,игры со снегом. Создание композиции: «Разноцветная гусеница «. «Познавательное развитие «- ФЕВРАЛЬ Задачи: познакомить с таким природным явлением, как «закат «. Обратить внимание на изменении положения солнца на небе, цвет облаков. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Подгрупповая работа на прогулке: распознающее наблюдение по Теме : «Заход солнца ««Познавательное развитие «- МАРТ Задачи: учить сравнивать температуру предметов в тени ин на солнечной стороне, дотрагиваться до предметов ладонями, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением. Продолжать знакомить с признаками весны. Учить видеть взаимосвязь в природе. Совместная деятельность на прогулке : опыт по Теме: «Температура предметов на солнечной и теневой стороне «. «Физическое развитие «Задачи: учить выполнять бег с увеличением темпа, укреплять мышцы ног, развивать выносливость. Обогащать двигательный опыт. Учить выполнять бег с ускорением, тренировать двигательную систему. Повышать выносливость. Совместная деятельность на прогулке : игровое упражнение : «Ракета «, «Вперёд, на Луну!». «Художественно – эстетическое развитие «Задачи: способствовать формированию певческих навыков. Учить передавать эмоции, характер музыки голосом. Формировать эмоциональную отзывчивость. Совместная групповая работа: разучивание песенки по Теме: «Солнышко – вёдрышко «. «Познавательное развитие «Задачи: предложить потрогать воду, налитую в две небольшие одинаковые ёмкости, одну ёмкость оставить в «тени «,другую вынести на солнечную место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести к выводу: солнечные лучи нагревают воду. Совместная деятельность на прогулке : опыт по Теме: Нагревание воды «.«Познавательное развитие «- МАЙ Задачи: предложить ответить на вопросы о том, как менялось положение солнца в течении дня, обратить внимание на «тень «от предметов. Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, познавательный интерес к У. Н. Т. Совместная деятельность на прогулке: длительное наблюдение по Теме: «Положение солнца на небе «. Чтение потешки о солнце.

Список литературы

1. «Добро пожаловать в экологию! «О. А. Воронкович,

СПб, ООО» Издательство-Пресс «,2010г.

2. «Игры-занятия на прогулке с малышами 2-4 лет»,

С. Н. Теплюк,»Мозайка-Синтез «,М. 62014г.

3. Комплексные занятия по программе: «От рождения до школы «

Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова,

г. Волгоград, издательство: «Учитель», 2014г.

4. Программа: «От рождения до школы «Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильева, «Мозайка-Синтез», М. 2014г.

5. «Подвижно-дидактические игры на прогулке для детей дошкольного

возраста»,

Н. В. Нищева, СПб, ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010г.

Экологические игры из интернет-портала:

1. «Дидактические игры по экологии» ,DOCs26012.edu35.ru

2.»Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного

возраста», dohcolonoc.ru.

3.«Игры с камушками для детей младшей группы в детском саду»,kladraz.ru

4.»Картотека экологических игр»,doc-Google.

5.» Планипрвание образовательной деятельности в ДОО «Вторая младшая

Группа, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачёва, «Центр педагогического образования»,

М. : 2015г.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольника Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению.

Основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП «Основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП» Наталья Чульжанова «Основы развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности дошкольников Что я слышу — забываю.   Что я вижу — я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций. Познавательная активность не врождённа. Она формируется.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Педсовет «Развитие познавательной деятельности дошкольника» Педсовет «Развитие познавательной деятельности дошкольника» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ МДОБУ «Руэмский детский сад «Родничок» Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ. Слайд 1. Мы живем в 21 веке, веке.

Развитие познавательной активности старших дошкольников .

Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством экспериментирования «Детское экспериментирование – одна из форм организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования
Опубликовано: 25 октября 2017 в 21:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД