МААМ-картинки

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Галина Шеховцова
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Здоровье – основа для физического развития ребенка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходят созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы» размещена в разделах

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста является первой ступенькой на пути к формированию привычек к здоровому образу жизни.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. А так как самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы именно они стали привычками.

Формирование культурно-гигиенических навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы к концу учебного года, предусмотрено Программой ДОУ.

Так, дети первой младшей группы :

- При напоминании с помощью взрослых моют руки перед едой и после загрязнения, вытирают их насухо. Моют лицо, пользуются индиви-дуальными полотенцами, носовыми платками. Вытирают ноги у входа.

- Снимают и надевают одежду в определенном порядке, расстегивают и застегивают замки и пуговицы спереди, обуваются, складывают одежду. Замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводят себя в порядок. - Едят самостоятельно и опрятно, держат ложку в правой руке, тщательно пережевывают пищу, пользуются салфетками по напоминанию взрослых, благодарят после еды.

Рассмотрим условия и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня, упрочение культурно-гигиенических навыков и привычек, высокая санитарная культура персонала, руководство и единство требований со стороны взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистых, достаточно просторных помещений с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов: умывания, питания, сна, занятий и игр.

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Упрочение культурно-гигиенических навыков и привычек происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому, для успешного гигиенического воспитания должна быть обеспечена полная согласованность и единство в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые, подавая ребенку пример, самивсегда соблюдали их. Необходимо соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Каковы же приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста?

Так как у детей младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление, то для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.).

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателей и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти в разрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, - советовал А. С. Макаренко, - то и сами не должны этого делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Недопустимы дурные примеры, такие, как ковыряние в носу - весьма распространенная вредная привычка детей, часто перенимается от взрослых. То же следует сказать и о ковырянии в ухе, которое может вызвать травму уха, нарушение слуха, кровотечение. Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Предложив убрать детям игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребёнок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог, - Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Теперь вы все вместе уберёте игрушки быстрее». Другие дети тоже принимаются помогать.

Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.

В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что это задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она успешно реализовывалась, требуется непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления навыков, полученных в детском саду.

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Поэтому воспитатель, беседуя с родителями, должен подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них, и взрослым нужно следить за своим поведением в общении с детьми.

Необходимо формировать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития самостоятельности, эстетического вкуса, воспитания положительных моральных качеств, культуры поведения, одним словом, для процесса социализации.

Основой полноценного физического развития детей младшего дошкольного возраста является приобщение их к здоровому образу жизни, фундаментом которого является освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Публикации по теме:

Педагогический совет «Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ с целью укрепления здоровья детей» Место проведения — музыкальный зал. Оборудование - столы, расставленные полукругом. Ход: Ведущий. «О, сколько нам открытий дивных готовит.

Создание в ДОУ условий для оздоровления детей «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 14:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД